«Театр ощущений» для детей с ОВЗ

11.09.2023

«Театр ощущений» для детей с ОВЗ

Представляем вашему вниманию методический материал «Театр ощущений» как способ расширения представлений об окружающем мире и развития сенсомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития». Материал разработала и прислала  Ухова Светлана Евгеньевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Солнечный круг»  комбинированного вида детский сад № 108, г. Нижний Тагил.

Аннотация. В статье представлено описание особенностей сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития, а также опыт работы по развитию сенсомоторных навыков у детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности.

Ключевые слова. Дети с ограниченными возможностями здоровья, сенсорные системы, театр ощущений, развитие сенсорики, окружающий мир.

 

Ukhova Svetlana Evguenievna, Children’s educational institution kindergarten № 108, Nizhny Tagil, Russia,teacher-speech pathologist

"THE THEATER OF SENSATIONS" AS A WAY OF EXPANDING IDEAS ABOUT THE WORLD AROUND US AND DEVELOPING SENSORIMOTOR SKILLS IN PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION"

Abstract. The article describes the features of sensory development of preschoolers with mental retardation, as well as experience in the development of sensorimotor skills in children with mental retardation and intellectual disability in the compensatory orientation group.

Key words.  Children with disabilities, sensory systems, theater of sensations, sensory development, the world around them.

 

В основе развития ребёнка лежат сенсорные системы, такие как осязание, слух, обоняние, вкус, проприоцепция, вестибулярная и висцеральная системы. Именно благодаря этим системам происходит процесс получения, кодирования, передачи и переработки информации, получаемой человеком из окружающей среды. Таким образом, сенсорное развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте служит базой и своеобразным фундаментом формирования у него высших психических функций, в том числе речи. Наглядно этот процесс демонстрирует пирамида Вильямса и Шелебергера. Такое изображение наглядно иллюстрирует развитие ребёнка и показывает, что, если возникают проблемы в нижних слоях, то навык расположенный выше не формируется, либо формируется дефектно. 

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой самую большую по численности категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно определению Г.В. Фединой, ЗПР характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. К особенностям развития детей с ЗПР относят: недоразвитие эмоционально-волевой сферы, низкий уровень познавательной деятельности, повышенная тревожность, сложности коммуникации, ограниченный кругозор, нарушение социальных границ, инфантильность, трудности формирования игровой деятельности. При этом сенсорное развитие детей с ЗПР характеризуется неравномерным развитием, сложностью обобщения и закрепления сенсорной информации.

Воспитанники групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития плохо ориентируются в пространстве, многие не ощущают положение своего тела, часто они дезориентированы и имеют нарушения координации. Несмотря на сохранность зрительных, слуховых, вкусовых и обонятельных анализаторов, у таких детей затруднён процесс формирования эталонных ценностей. Они часто используют слова и понятия в их приближённом, общем значении. Например, зная и называя цвета, затрудняются в определении их оттенков, для обозначения понятия размера используют только слова «большой и маленький», в то время как «узкий, широкий, длинный, короткий» и прочие в их речи отсутствуют. Детям с задержкой психического развития с трудом даётся выделение составных фрагментов и частей единого целого, они затрудняются в установлении последовательностей и логических рядов. Все вышеперечисленные особенности говорят об инактивность восприятия у детей с ЗПР.

Компенсировать недостатки в развитии сенсомоторной сферы тем сложнее, чем старше становится ребёнок. Это говорит о необходимости обязательной организации занятий по развитию сенсорики в период дошкольного образования.

Существует множество вариантов развития сенсомоторной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из эффективных способов, применяемых педагогами МАДОУ д/с комбинированного вида «Солнечный круг» детского сада № 108 является сенсорный театр или «Театр ощущений». 

Проведение занятий в форме сенсорного театра позволяет ребёнку погрузиться в мир ощущений. Проблемная ситуация представляется в виде терапевтической сказки, а использование различных сенсорных стимулов при завязанных глазах обостряет эмоциональное напряжение, активизирует прочие сенсорные системы. Дошкольники с особыми образовательными потребностями получают возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость, почувствовать, что взрослый здесь для того, чтобы быть с ним, сопровождать его успехи. 

В рамках театра ощущений создаются спектакли – невидимки. В них нет визуальной составляющей, только звуки, запахи и кинестетические ощущения. На глаза участников «представления» надеваются светопроницаемые маски. Это даёт возможность чувствовать себя комфортно, но при этом невозможно увидеть, что происходит вокруг, а значит, максимально активируется воображение.

Для реализации сенсорного спектакля необходимо три категории участников:

  1. Рассказчик, читающий сценарий и озвучивающий происходящее.
  2. Исполнитель, задачей которого является создание атмосферы и обеспечение безопасности участника с завязанными глазами.
  3. Актёры.

Реквизит подбирается самый незамысловатый: дуновение ветра имитирует веер или лист бумаги; капли дождя – пипетка с водой; ветка ели, мягкие игрушки, музыкальные инструменты, кусочки льда, фольга и многое другое, что на ощупь, слух и запах создаёт задуманную атмосферу.

При организации «Театра ощущений» необходимо учитывать определённые факторы:

  • Соотношение участников: на оного рассказчика оптимальное количество актёров – 3-5 человек;
  • Расположение необходимого реквизита, мебели и участников должно обеспечивать удобство, мобильность и безопасность;
  • Покрытие пола/ возможность бесшумного перемещения;
  • Светопропускаемость повязок на глаза;
  • Отсутствие внешних звуков и запахов;
  • Не снимаем маски до конца сеанса, иначе, сказка исчезнет.

Сценарий и тематика театра ощущений может быть очень разнообразной, в зависимости от поставленных задач. Это может быть сценарий, посвященный определенным событиям, например, празднику. В основе также может лежать проблемная ситуация: о дружбе, страхах, взрослении и т.п. Также сенсорный театр может быть частью коррекционно-развивающего занятия специалистов образовательного учреждения: логопедов, психологов, дефектологов.

Помимо развития сеснорного восприятия театр ощущений способствует формированию представлений об окружающем мире, его свойствах и явлениях. Так, педагог может взять за основу сценария сюжет о смене времен года, свойствах воды, особенностях животного мира. Любая лексическая тема, воплощенная в театре ощущений, заиграет для ребенка новыми красками. Сложные для понимания слова, особенно у детей со слабо развитым воображением будут иметь четкие ассоциации с пережитыми личными ощущениями. А, значит, сенсорный театр будет способствовать также развитию словарного запаса, воображения, навыков словообразования.

Театр ощущений можно использовать не только в работе с детьми, но и с их семьями. Сложные для восприятия вопросы, спорные моменты, конфликтные ситуации, социально значимые вопросы, воплощенные в сказке, значительно легче воспринимаются родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, такой формат помогает сгладить «острые углы» и обсудить эмоционально тяжёлые вопросы.

Театр ощущений – универсальный способ развития сенсорики у дошкольников, он не требует материальных затрат и длительной подготовки. Сенсорный театр позволяет не обучать дошкольника, а развивать базовые психические процессы, дополнять недостаточно сформированные функции опираясь на более развитые.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева А.С., Ломтатидзе О. В. Физиология сенсорных систем: Учебно-методическое пособие. - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. – 120 с
  2. Войлокова, Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1985
  4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. 239 с.
  5. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. Балашов: Николаев, 2004. 68 с.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!