Техника papier mâché – простор для творчества

24.03.2016

Техника papier mâché – простор для творчества Техника papier mâché – простор для творчества

Папье-маше, это простая и недорогая техника, которая даёт огромные возможности для творчества. В этой технике изготовляются различные изделия, такие как, шкатулки, вазы, ларцы, бижутерия, театральная бутафория, куклы, фигурки животных, игрушки, учебные пособия, украшенные росписью, лакировкой и тиснением. Изготавливают, из папье-маше, даже элементы интерьера: архитектурную лепнину для стен и потолков, декоративные панели для стен, дверей, рамы для зеркал, подсвечники, различную мебель и оригинальные светильники.

С французского папье-маше (papier mâché) переводится как жёваная или рваная бумага, ‒ это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов: бумаги, картона, нитей и т.д., с добавлением клея, гипса или крахмала.

Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше, которые были обнаружены при раскопках в Китае, это древнекитайские доспехи и шлемы, для их жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Эти предметы относятся к династии Хань и датируются III веком до нашей. В те времена, доспехи из папье маше были самым технологичным защитным оснащением, оно выдерживало попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою.

Из Китая, интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру. Наибольшей популярностью пользовались европейские страны. С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье маше, изначально это было изготовление кукол. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую свою популярность эта техника получила в 1800 гг.

Существует три техники изготовления изделий из папье-маше:

Первый способ. Сначала подготавливается модель изделия, которая будет оклеиваться бумагой. Модель может быть навсегда спрятанная под слоями бумаги, тогда ее смазывают клеем, а может и выниматься из-под бумажного слоя, для этого фигуру заранее смазывают вазелином. На исходную модель с помощью клея накладывается рваная мокрая бумага. На слой бумаги наносится клей и снова слой бумаги. Таких слоев накладывают до ста штук. Ранее для склеивания применялся клейстер на основе крахмала, теперь – специальный клей. Наклеивание бумаги послойно также называется машированием.

Модели для формования изделий выполняются из пластилина, глины, дерева или гипса.

Второй способ. Заключается в формировании изделия из жидкой бумажной массы. Для получения такой массы бумагу за сутки до начала работ разрезают на кусочки и замачивают горячей водой на один день. В конце замачивания масса кипятится, вода из нее отжимается, кусочки бумаги взрыхляются и сушатся. Сухая масса перемешивается с мелом. В готовую мелово-бумажную смесь потихоньку вливается клей, пока не получится мягкое пластичное тесто. Для получения клея смешивается столярный клей и клейстер из крахмала. Готовое бумажное тесто заливают в форму, либо наносят на изделие.

Третий способ. Технология подобна изготовлению фанеры. Для получения модели склеиваются куски твердого картона. После склеивания картон подвергается давлению. Для этого способа нужен твердый картон и клей ПВА. Дальнейшие действия зависят от мастера. Некоторыми специалистами используются скобки и степлер для фиксации склеенных пластин, другими – тиски, зажимы и т.д.

Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а после подвергают их росписи.

На данный момент существует также и реставрация путем папье-маше. Технология изготовления архитектурного декора из папье-маше уходит своими корнями в XVIII век. Лепной декор из папье-маше устанавливался в театрах с целью облегчения консольных конструкций, таких как рампы, фурки, ограждения лож и ярусов, кроме того папье-маше подобно дереву имеет целлюлозную основу и не лопается от небольших деформаций, которые неизбежны на ограждениях ярусов театра (движения зрителей неравномерны, вибрации от музыкальных инструментов и звуки оваций, входящих в резонанс). И третьей причиной изготовления изделий декора из папье-маше является хорошее звукоотражение этого материала.

Реставрация архитектурного декора из папье-маше процедура достаточно сложная, так как подразумевает расчистки, приведение изделий в подлинную модель, промежуточные формовки и, наконец, изготовление недостающих и утраченных частей декора из клееной целлюлозы.

«Не навреди» – так звучит главный принцип реставраторов. Вначале они скрупулезно исследуют предметы, которые предстоит реставрировать. При реставрации папье-маше расчищают старый пигмент до основания, до папье-маше, счищают золото, левкас. Воссоздаваемый левкас, который был положен 150 лет тому назад, и современный, могут не ужиться вместе. Так как старый левкас, приобрел структуру подобную камню, и есть вероятность, что могут пойти трещины. После восстановления детали покрывают золотом (если это было первоначально).

Источник

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!