17.07.2018
В настоящее время информатизация оказывает существенное влияние на все сферы деятельности человека, в том числе и на образование. Это обусловлено целью информатизации общества, где главным объектом управления становятся не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания, т.е. производство информационного продукта становится движущей силой образования и развития общества. Одной из значимых составляющих реформирования образования в России является информатизация образовательного пространства учебных заведений. Меняются формы получения знаний, методы и технологии.
Для успешного развития нашей страны на мировой арене, а также поддержания конкурентоспособности России наряду с ведущими западными странами особенно важно развитие и использование современных технологий в процессе образовательной деятельности. Перспективная система образования должна предоставлять любому обучающемуся разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих непрерывно обучаться, обеспечивать широким массам возможность получения послевузовского и дополнительного образования [1].
В настоящее время, когда речь идёт о качестве образования, значительную роль играют инновационные образовательные технологии. Одной из таких технологий является технология дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].
Технология дистанционного обучения рассматривается как элемент системы непрерывного образования и как модель интеграции заочной и очной форм обучения, которая по сравнению с традиционным обучением имеет ряд преимуществ:
Анализ отечественных и зарубежных научных источников показывает, что учёные, в основном, единодушны в определении основных черт технологии дистанционного обучения. К ним относят [3]:
Обучающиеся в системе дистанционного обучения, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в индивидуальном темпе.
В основу программу дистанционного обучения положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создаёт целостное представление по определённой предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным и групповым потребностям. Учебная программа направлена на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.
Обучение может проводиться с одновременным осуществлением профессиональной деятельности или учёбой в другом учебном заведении.
Процесс обучения, осуществляемый с использованием дистанционных технологий, протекает по удобному для обучающего и обучаемого расписанию или графику.
Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное обучение обходится на 50% дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного обучения показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалиста по дневной форме.
На него возлагают такие функции, как совершенствование образовательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного обучения предполагает обмен сообщениями путём взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на неё в удобное для корреспондентов время. Методами взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные сети, которыми должен владеть преподаватель и студент.
В качестве форм контроля в дистанционном обучении используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые, проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие экзамены.
Технология дистанционного обучения – это совокупность методов, форм, и средств взаимодействия с обучаемыми в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определённого массива занятий. Технология обучения строится на фундаменте определённого содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Материал, предлагаемый к освоению, аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Центральным звеном системы дистанционного обучения являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они предназначены для обеспечения образовательных процессов необходимыми учебными материалами; обратной связью между преподавателем и студентами; выходом в международные сети; включением в систему дистанционного обучения зарубежных пользователей.
Основываясь на положительном опыте внедрения технологий дистанционного обучения в образовательный процесс в России и зарубежных странах, стоит отметить практику, которая успешно введена – проект «Создание системы дистанционного обучения инженерному творчеству», который реализуется на данный момент организацией ООО «ФГОС-РЕЗЕРВ».
Проект направлен на организацию массовой работы по привлечению детей и подростков к занятиям научно-техническим творчеством с использованием дистанционных технологий, выявление и поддержку обучающихся, склонных к изучению точных наук, техническому моделированию, а также профессиональную ориентацию школьников на инженерные специальности. Деятельность по проекту включает в себя следующие мероприятия:
На данный момент интернет студия располагается на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом юношеского технического творчества Челябинской области». В рамках работы интернет студии организовано бесплатное дистанционное обучение для детей и подростков по дополнительным образовательным программам технической направленности. С детьми работают квалифицированные педагоги, руководители федераций модельного спорта.
В рамках проекта, специалистами организации ООО «ФГОС-РЕЗЕРВ» совместно с партнерами, был разработан информационно-образовательный комплекс, который направлен на создание условий для вовлечения обучающихся в систему научно-технического творчества, оказание методической и информационной поддержки образовательным организациям в реализации программ научно-технической направленности, а также повышение профессионального мастерства педагогических работников системы общего и дополнительного образования. В комплекс вошли курсы повышения квалификации, информационно-методические материалы, программы сопровождения педагогов, программы поддержки участников региональных и всероссийских соревнований.
Проанализировав технологии дистанционного обучения, процесс их внедрения в образовательный процесс и пример положительной практики внедрения данной технологии организацией ООО «ФГОС-РЕЗЕРВ», следует сделать вывод о том, что применение данных технологий способствует повышению уровня знаний учащихся учебных заведений.
Список литературы
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!