20.10.2015
Автор: Хамцова Л. А., заместитель директора, государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества»
ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПРИМЕНЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики - среди них технология развития технического творчества Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач и ее составные: теория развития творческой личности и теория развития творческого воображения позволяет педагогу развить у детей такие ценные качества как логичность, диалектичность, системность мышления, уверенность в своих творческих возможностях, фантазия. Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ - творческая педагогика, а затем и новый ее раздел - теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Природа творчества требует, чтобы дети выражали свои мысли и идеи в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере. Такой социально-психологический климат стимулирует творческую деятельность. В исследованиях Е. Торренса показано, что дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые к свободному движению идей, эксперименту (дополнительное образование), в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности (школа). Поэтому легче реализовать программу развития творческого мышления в системе дополнительного образования.
Каждый период детства вносит свой вклад в формирование познавательных способностей. В дошкольный период складываются в первую очередь способности в области наглядно-образного мышления и воображения. Они состоят в умении создавать и использовать образы, передающие общее строение предметов, соотношение их основных признаков или частей. Способность к наглядному моделированию занимает центральное место в развитии наглядно-образного мышления дошкольника. Способность к такому моделированию обнаруживается тогда, когда ребенок создает в уме план будущей игры, сказки, постройки, рисунка, когда он осуществляет построение образа отдельного предмета по одной из его важных частей или одному из значимых признаков. Наряду со способностями, относящимися к наглядно-образному мышлению и воображению, в дошкольном детстве начинают развиваться и некоторые способности, необходимые для решения логических, понятийных задач, требующих отвлечения от видимых различий предметов и учета смысловых отношений. В свою очередь это требует умения выделять и обозначать словесно существенные свойства вещей, отношения между ними и механизм их действия. Все эти способности в полной мере позволяет развить особый раздел ТРИЗ - РТВ (развитие творческого воображения).
Основные принципы ТРИЗ – педагогики(в формулировке А.А. Гина):
Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки взрослым инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопроса, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ре-бенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Таким образом, занятия проводятся как поиск истины и сути. Например, ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что дерево имеет своих заместителей, которые используются при изготовлении посуды, мебели.На вопрос: что более всего препятствует нестандартному мышлению, принятию нешаблонных решений? А, Страунинг отвечает, что это психологическая инерция, которая присутствует почти у всех взрослых и которую взрослые с «успехом» прививают детям уже с малых лет. Психологическая инерция является барьером при создании чего-либо нового, будь то решение простой для взрослого (но трудной для ребенка) жизненной ситуации. Чтобы устранить эти барьеры, необходимо опираться на основные принципы стимуляции творческой активности, которые включают в себя следующие элементы:
Методы ТРИЗ
МПиО - Метод проб и ошибок (учит детей выдвигать идеи, фантазировать.«А что, если?» - с этого вопроса может начаться увлекательное путешествие).
МА -Морфологический анализ (цель метода – выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые были упущены при простом переборе).
«Мозговой штурм» (позволяет снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время).
Синектика – аналогия (прямая - по цвету, форме, ситуации; комплексная структурная, функциональная и фантастическая).
ВПР – вещественно-полевые ресурсы (материально-вещественные, информационные, времени, пространства, энергетические ресурсы и поля, человеческие и т.д.). Необходимо показывать обучающимся как рационально использовать ресурсы.
Игры: «Хорошо-плохо», «Наоборот». Игры позволяют развивать речь, фантазию, учат рассуждать; знакомят с законами диалектики: противоречие, качество и количество; возможность и действительность; играть можно в любом месте и при любом количестве играющих.
МФО - Метод фокальных объектов. Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Метод фокальных объектов позволя-ет ставить следующие задачи: придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая при-вычный вид реального объекта; познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны, составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения, проанализировать художественное произведение или картину. Метод фокальных объектов позволяет педагогу проявить творчество, фантазию в создании целых серий занятий.
ИКР – Идеальный Конечный Результат. Суть метода заключается в том, чтобы решать поставленную задачу начиная с конца.
Технологию ТРИЗ можно наложить на дополнительную образовательную программу любой направленности. Главная цель у педагога, работающего по программе «ТРИЗ», - формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. О технологиях творческого развития дошкольников можно прочитать в следующих книгах:
А благодаря набору "Сказочные и исторические персонажи. LEGO" дети смогут создавать и разыгрывать свои любимые сказки, сочинять истории про вымышленных героев и их приключения, научиться приемам сравнения реальных персонажей со сказочными и историческими.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!