23.07.2018
В преддверии международного этапа WRO 2018 в Таиланде мы вспоминаем итоги предыдущей олимпиады. Размышляем вместе с экспертами о необходимости участия детей в подобных мероприятиях, о видах конструктора. Рассказывает Раиса Яковлевна Путятова, руководитель городской творческой группы по легоконструированию и робототехнике (г. Ноябрьск).
Поскольку Ноябрьск находится далеко от центральной России, мы решили познакомить родителей, чьи дети занимаются робототехникой, с «Международными всероссийскими конкурсными мероприятиями различного уровня».
Краткий обзор World Robot Olympiad
Всемирная робототехническая олимпиада – это соревнования школьников в возрасте с 8 лет и до 21 года. Любой российский ребенок, показавший особые результаты, может попасть в состав сборной.
В каждой стране проведением заключительного этапа состязаний занимаются национальные организаторы. Национальным организатором ВРО в России является Университет Иннополис, который в том числе ответственен за формирование национальной сборной.
Олимпиада представляет собой соревнования ЛЕГО роботов в трех категориях:
Основная творческая категория делится по возрастам на:
Участники творческой группы готовят проект на заданную тему. В России такие робототехнические соревнования проводятся в четыре этапа.
РобоФест, ИКаР и ИКаРенок – это и есть окружные робототехнические соревнования. Победители и призеры старших возрастных групп всероссийского этапа приглашаются в летний робототехнический лагерь, по результатам которого формируется российская команда для участия на международной олимпиаде.
Каждый год для международной олимпиады выбирается тема сезона, с которой связаны задания. Это тема одна для всех стран мира как для маленького поселка, так и для мегаполиса. Например, помочь пчелам, которые гибнут. Необходимо изучить реальную проблему, разработать предложения познавательного и технического характера. Здесь учитывается возраст ребенка. Чем старше школьник, тем более глубокие исследовательские работы проводятся, и на этом материале представляются более масштабные проекты
В качестве реального участия детей в линейке уровневых соревнований показателен пример. В 2011 году в Арабских Эмиратах от России участвовало 70 человек, в том числе в составе команды были школьники из Надыма.
Что дает это школьникам?
Результат приходит не сразу. Но ребенок-робототехник уже в 5-6 лет многое понимает, читает схемы, собирает модели. Если дети будут продолжать заниматься интересным делом, вырастут программисты, специалисты нового поколения и очень высокого уровня.
Робототехника и программирование – это не только удел будущих инженеров. Любая профессия сейчас без них не обходится. Когда ребенок четко структурирует последовательность действий, он переносит свои знания в другую область, в быт. Если он думает «зачем», в конце концов, получает результат «вот для чего».
Поделюсь впечатлениями об участии выпускников детского сада «Надежда» и «Золотая рыбка» в фестивале «Робофест 2017» в Москве. Дети были в одной команде. Это масштабное мероприятие проходило в одном из павильонов ВДНХ. Ребята представляли проект «Полярный шмель спешит на помощь».
Эксперты-судьи задавали вопросы технического характера, программного управления моделями. Например, «У твоей модели светятся глаза, покажи это в программе», «Покажи, как ты наложил в программе звук», «Как ты пришел к тому, что твоя модель должна выглядеть именно так». Удалялись даже программы, чтобы дошкольники смогли их восстановить без помощи взрослых. Ни одно задание затруднений не вызвало, поскольку это были не натянутые проекты, а проекты, сделанные детьми.
В таких масштабных соревнованиях ребята попадают в другую среду. Общаясь с детьми, они учатся друг у друга без специально организованных занятий. А присутствие разных возрастных категорий знакомит малышей с возможностями робототехники из других возрастных номинаций.
С чего начинать родителям?
Прежде всего, с разумного выбора конструктора. Положительная особенность всех современных наборов в том, что в каждой теме прилагается схема сборки в варианте, понятном для детей. При покупке следующего конструктора помните: навыки сборки по схеме ребенок уже получил. Он быстро соберет и на этом увлечение ЛЕГО закончится. Поэтому обращайте внимание не на количество конструктора, а на их разнообразие.
Следующая особенность, на которую обращайте внимание, это маркировки:
Наличие разнообразных конструкторов помогут ребенку научиться мыслить, рассуждать на основе различных материалов
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!