Участие детей в робототехнических соревнованиях. Мнение эксперта

23.07.2018

В преддверии международного этапа WRO 2018 в Таиланде мы вспоминаем итоги предыдущей олимпиады. Размышляем вместе с экспертами о необходимости участия детей в подобных мероприятиях, о видах конструктора. Рассказывает Раиса Яковлевна Путятова, руководитель городской творческой группы по легоконструированию и робототехнике (г. Ноябрьск).

Поскольку Ноябрьск находится далеко от центральной России, мы решили познакомить родителей, чьи дети занимаются робототехникой, с «Международными всероссийскими конкурсными мероприятиями различного уровня».

Краткий обзор World Robot Olympiad

Всемирная робототехническая олимпиада – это соревнования школьников в возрасте с 8 лет и до 21 года. Любой российский ребенок, показавший особые результаты, может попасть в состав сборной.

В каждой стране проведением заключительного этапа состязаний занимаются национальные организаторы. Национальным организатором ВРО в России является Университет Иннополис, который в том числе ответственен за формирование национальной сборной.

Олимпиада представляет собой соревнования ЛЕГО роботов в трех категориях:

  • Основной,
  • Творческой,
  • Футбол роботов.

Основная творческая категория делится по возрастам на:

  • Младшую,
  • Среднюю,
  • Старшую.

Участники творческой группы готовят проект на заданную тему. В России такие робототехнические соревнования проводятся в четыре этапа.

  • Школьный,
  • Городской,
  • Окружной,
  • Всероссийский.

РобоФест, ИКаР и ИКаРенок – это и есть окружные робототехнические соревнования. Победители и призеры старших возрастных групп всероссийского этапа приглашаются в летний робототехнический лагерь, по результатам которого формируется российская команда для участия на международной олимпиаде.

Каждый год для международной олимпиады выбирается тема сезона, с которой связаны задания. Это тема одна для всех стран мира как для маленького поселка, так и для мегаполиса. Например, помочь пчелам, которые гибнут. Необходимо изучить реальную проблему, разработать предложения познавательного и технического характера. Здесь учитывается возраст ребенка. Чем старше школьник, тем более глубокие исследовательские работы проводятся, и на этом материале представляются более масштабные проекты

В качестве реального участия детей в линейке уровневых соревнований показателен пример. В 2011 году в Арабских Эмиратах от России участвовало 70 человек, в том числе в составе команды были школьники из Надыма.

Что дает это школьникам?

Результат приходит не сразу. Но ребенок-робототехник уже в 5-6 лет многое понимает, читает схемы, собирает модели. Если дети будут продолжать заниматься интересным делом, вырастут программисты, специалисты нового поколения и очень высокого уровня.

Робототехника и программирование – это не только удел будущих инженеров. Любая профессия сейчас без них не обходится. Когда ребенок четко структурирует последовательность действий, он переносит свои знания в другую область, в быт. Если он думает «зачем», в конце концов, получает результат «вот для чего».

Поделюсь впечатлениями об участии выпускников детского сада «Надежда» и «Золотая рыбка» в фестивале «Робофест 2017» в Москве. Дети были в одной команде. Это масштабное мероприятие проходило в одном из павильонов ВДНХ. Ребята представляли проект «Полярный шмель спешит на помощь».

Эксперты-судьи задавали вопросы технического характера, программного управления моделями. Например, «У твоей модели светятся глаза, покажи это в программе», «Покажи, как ты наложил в программе звук», «Как ты пришел к тому, что твоя модель должна выглядеть именно так». Удалялись даже программы, чтобы дошкольники смогли их восстановить без помощи взрослых. Ни одно задание затруднений не вызвало, поскольку это были не натянутые проекты, а проекты, сделанные детьми.

В таких масштабных соревнованиях ребята попадают в другую среду. Общаясь с детьми, они учатся друг у друга без специально организованных занятий. А присутствие разных возрастных категорий знакомит малышей с возможностями робототехники из других возрастных номинаций.

С чего начинать родителям?

Прежде всего, с разумного выбора конструктора. Положительная особенность всех современных наборов в том, что в каждой теме прилагается схема сборки в варианте, понятном для детей. При покупке следующего конструктора помните: навыки сборки по схеме ребенок уже получил. Он быстро соберет и на этом увлечение ЛЕГО закончится. Поэтому обращайте внимание не на количество конструктора, а на их разнообразие.

Следующая особенность, на которую обращайте внимание, это маркировки:

  • LEGO DUPLO – крупные детали этого конструктора предназначены для малышей, за исключением конструкторов «Первые механизмы».
  • LEGO City – город и сюжеты городской жизни.
  • LEGO Technic – транспорт, особенностью является организация изобретательства с движущимися механизмами.
  • LEGONexoKnights(BIONICLE). Легендарная серия роботов представляет отдельный фантастический мир. Их особенность заключается в превращениях. Например, из машины в человека.
  • HUNA My Robot Time. На первоначальном этапе работы с конструктором в программу заложено прикрепленное управление. Освоив это, ребенок уже сам создает программу и управляет по полям. Уникальность набора в быстрой сборке. В результате дошкольники легко учатся управлять конструктором, поворотами, ходить по полям.
  • Roborobo Robo Kids. Особенностью считается наличие деталей, позволяющих двигаться.
  • LEGO Education Wedo и LEGO Education Wedo 2. Предполагает конструирование и программирование простых моделей ЛЕГО через приложение. Все основные мероприятия проводятся сегодня на основе этих конструкторов.
  • «Знаток». Электронный конструктор, с которым дети быстро читают по схемам, создают собственные решения.

Наличие разнообразных конструкторов помогут ребенку научиться мыслить, рассуждать на основе различных материалов

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!