22.04.2014
Здесь приведен вариант использования образовательных конструкторов на уроке информатики в 5 классе по теме «Как устроен компьютер».
Организация занятия с применением образовательных конструкторов
Раздел: Компьютер для начинающих
Тема 1. Как устроен компьютер
Цели урока:
Структура урока:
Необходимое оборудование: базовый набор Lego Education EV3, схемы сборки, раздаточный материал.
Особенности изложения содержания темы урока:
На этапе объяснения нового материала достаточно подробно рассматриваются основные устройства компьютера. Далее знакомим учащихся с ЛЕГО набором. Можно обратить внимание на разнообразие наборов ЛЕГО, и их основное отличие. В ходе знакомства следует выделить основные группы элементов, название и назначение составляющих лего-робота (датчики, блок EV3).
Закрепить полученные знания лучше всего при выполнении следующего задания:
Задание 1. Как называются части робота, и какую функцию они выполняют:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнять задание можно разными способами. Например, можно дать учащимся названия датчиков и предложить им сформулировать самостоятельно назначение устройства, где его можно применить. В этом случае требуется обязательная проверка правильности выполнения задания. Можно также путем общего обсуждения под руководством учителя выполнить это задание.
Пример заполнения таблицы
Микрокомпьютер EV3 |
|
«Мозг» робота – управляет работой робота, делает его интеллектуальным, способным принимать решения |
|
Большой интерактивный сервомотор |
|
Обеспечивают равномерные и точные движения робота. Имеет встроенный датчик оборотов |
|
Средний интерактивный сервомотор (торцевой) Обеспечивают равномерные и точные движения робота. Имеет встроенный датчик оборотов |
|
Датчик касания |
|
Дает возможность роботу «ощущать» окружающие его препятствия |
|
Датчик цвета |
|
Позволяет роботу реагировать на изменение освещенности и цвета |
|
Датчик наклона (гироскоп) |
|
Позволяет роботу реагировать на наклоны |
|
Датчик расстояния |
|
Позволяет роботу измерять расстояние до окружающих предметов и реагировать на движение |
Задание 2.
После этого целесообразно провести аналогию между функциями органов человека, функциями устройств компьютера и лего-робота.
Информационный процесс |
Органы человека |
Компьютер |
Лего-робот |
Ввод информации |
Органы чувств |
Клавиатура, мышка, сканер |
Датчики |
Хранение информации |
Мозг |
Внутренняя и внешняя память |
Микрокомпьютер EV3 |
Обработка информации |
Мозг |
Процессор |
Микрокомпьютер EV3 |
Вывод информации |
Органы речи и опорно-двигательная система |
Монитор, принтер |
Интерактивные сервомоторы, Микрокомпьютер EV3 |
Практическая работа 1.
В качестве практического задания учащимся предлагается собрать модель «механического» робота (схема сборки). Робот назван механическим, поскольку для его работы не нужно использовать никаких энергоносителей.
Домашнее задание
К домашнему заданию для данного урока можно добавить задание, где учащиеся смогут увидеть некую аналогию между органами чувств человека и робота.
Какие органы чувств есть у человека? Какую информацию об окружающем мире он воспринимает с их помощью? Заполни таблицу:
Органы чувств человека |
Какую информацию поставляют мозгу человека |
Пример реакции человека на поступающую информацию. |
глаза |
изображение |
увидел друзей ® подошел к ним |
|
|
|
Какие «органы чувств» есть у твоих домашних роботов? У роботов, с которыми тебе приходится сталкиваться вне дома? Заполни таблицу:
Робот |
Входная информация от датчиков |
Реакция робота |
сигнализация |
у датчика касания замкнут контакт |
включилась сирена |
|
|
|
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!