Урок информатики в 5 классе с применением образовательной робототехники

22.04.2014

Урок информатики в 5 классе с применением образовательной робототехники

Здесь приведен вариант использования образовательных конструкторов на уроке информатики в 5 классе по теме «Как устроен компьютер».

 Организация занятия с применением образовательных конструкторов

Раздел: Компьютер для начинающих

Тема 1. Как устроен компьютер

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с устройством компьютера;
  • Познакомить учащихся с составом лего-набора, с основными деталями и их названиями;
  • Познакомить учащихся с составляющими лего-робота, с его органами, выяснить назначение и применение каждой из составляющей лего-робота;
  • Расширить представление учащихся о сферах применения компьютеров и роботов.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Активизация  мышления и актуализация знаний (2 мин)
  3. Постановка цели урока (1 мин)
  4. Изучение нового материала (20 мин)
  5. Физкультминутка (2 мин)
  6. Демонстрация работы лего-робота  (5 мин)
  7. Практическая работа. Сборка механического лего-робота (10 мин)
  8. Подведение итогов урока (2 мин)
  9.  Постановка домашнего задания (1 мин)
  10. Рефлексия урока (1 мин).

Необходимое оборудование:  базовый набор Lego Education EV3, схемы сборки, раздаточный материал.

Особенности изложения содержания темы урока:

На этапе объяснения нового материала достаточно подробно рассматриваются основные устройства компьютера. Далее знакомим учащихся с ЛЕГО набором. Можно обратить внимание на разнообразие наборов ЛЕГО, и их основное отличие. В ходе знакомства следует выделить основные группы элементов, название и назначение составляющих лего-робота (датчики, блок EV3).  

Закрепить полученные знания лучше всего при выполнении следующего задания:

Задание 1. Как называются части робота, и какую функцию они выполняют:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнять задание можно разными способами. Например, можно дать учащимся названия датчиков и предложить им сформулировать самостоятельно назначение устройства, где его можно применить. В этом случае требуется обязательная проверка правильности выполнения задания. Можно также путем общего обсуждения под руководством учителя выполнить это задание.

Пример заполнения таблицы

 

Микрокомпьютер EV3

«Мозг» робота – управляет работой робота, делает

его интеллектуальным, способным принимать

решения

 

Большой интерактивный сервомотор

Обеспечивают равномерные и точные движения

робота. Имеет встроенный датчик оборотов

 

Средний интерактивный сервомотор (торцевой)

Обеспечивают равномерные и точные движения

робота. Имеет встроенный датчик оборотов

 

Датчик касания

Дает возможность роботу «ощущать» окружающие его препятствия

 

Датчик цвета

Позволяет роботу реагировать на изменение

освещенности и цвета

 

Датчик наклона (гироскоп)

Позволяет роботу реагировать на наклоны

 

Датчик расстояния

Позволяет роботу измерять расстояние до окружающих предметов и реагировать на движение

Задание 2.

После этого целесообразно провести аналогию между функциями органов человека, функциями устройств компьютера и лего-робота.

Информационный процесс

Органы человека

Компьютер

Лего-робот

Ввод информации

Органы чувств

Клавиатура, мышка, сканер

Датчики

Хранение информации

Мозг

Внутренняя и внешняя память

Микрокомпьютер EV3

Обработка информации

Мозг

Процессор

Микрокомпьютер EV3

Вывод информации

Органы речи и опорно-двигательная система

Монитор, принтер

Интерактивные сервомоторы, Микрокомпьютер EV3

Практическая работа 1.

В качестве практического задания учащимся предлагается собрать модель «механического» робота (схема сборки). Робот назван механическим, поскольку для его работы не нужно использовать никаких энергоносителей.

Домашнее задание

К домашнему заданию для данного урока можно добавить задание, где учащиеся смогут увидеть некую аналогию между органами чувств человека и робота.

Какие органы чувств есть у человека? Какую информацию об окружающем мире он воспринимает с их помощью? Заполни таблицу:

Органы чувств человека

Какую информацию поставляют мозгу человека

Пример реакции человека на поступающую информацию.

глаза

изображение

увидел друзей ® подошел к ним

 

 

 

Какие «органы чувств» есть у твоих домашних роботов? У роботов, с которыми тебе приходится сталкиваться вне дома? Заполни таблицу:

Робот

Входная информация от датчиков

Реакция робота

сигнализация

у датчика касания замкнут контакт

включилась сирена

 

 

 

Модель механического робота

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!