В «LEGO» играем, речь развиваем

17.05.2017

В «LEGO» играем, речь развиваем

Несомненно, конструктор LEGO является самой любимой и универсальной игрушкой на сегодняшний день. В моей группе находятся дети со сложным диагнозом и проблемами развития. Моделирование значительно улучшает мелкую моторику, логическое мышление, умение находить творческое решение поставленной задачи.Собирая модели, дети учатся быть спокойными, учатся взаимодействовать друг с другом, действовать вместе. В процессе игры улучшается речь детей, активизируются знания и умения детей, развиваются память, зрительное восприятие, логическое мышление. 

Рубенко Елена Михайловна. Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 15 компенсирующего вида" г. Кандалакша.

«Ребёнок учится мыслить, учась говорить,
но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить»
Феликс Алексеевич Сохин

Актуальность: Дошкольное детство – это возраст игры. Играя,дети не только познают мир, но, и выражает к нему свое отношение.

Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются «LEGO» -технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ««LEGO» » позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.

«LEGO»– позволяет учиться, играя и обучаться в игре.Следовательно, мы пришли к выводу: работа по развитию речи с применением «LEGO» - технологий сделает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети будут воспринимать занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

Цель проекта: развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи при использовании «LEGO»– технологий в условиях ДОУ.
Задачи проекта:

  • Автоматизировать поставленные звуки в ходе игр;
  • Совершенствовать развитие фонетической стороны речи;
  • Формировать и совершенствоватьлексико-грамматический строй речи;
  • Способствовать развитию связной речи и творческому потенциалу;
  • Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность;
  • Повысить у родителей уровень педагогической компетенции в вопросах развития речи детей с использованием различных технологий.

Предполагаемые результаты:

  • В результате целенаправленной совместной работы педагогов и родителей у детей значительно улучшатся навыки: звуко-буквенного анализа, и звуко-слогового состава слова; автоматизируются поставленные звуки;обогатиться словарный запас, усовершенствуются навыки мелкой моторики пальцев рук, а так же общения с детьми.
  • У детей появится стойкий интереск использованию «LEGO» конструктора на коррекционных занятиях, а значит, процесс усвоения предлагаемого материала станет более результативным.
  • Раскроются индивидуальные способности детей, умение находить правильные пути решения поставленной задачи;
  • Обогатятся знания воспитателей по теме развития всех сторон речи с использованием «LEGO» конструктора.

Вид проекта:познавательно - игровой

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

  1. Планирование работы по реализации проекта;
  2. Мониторинг знаний и умений детей;
  3. Организация родительского, совместно с детьми собрания – практикума по освоению «LEGO» -технологий во всестороннем развитии дошкольников;
  4. Анкетирование родителей;
  5. Изучение литературы по теме проекта;
  6. Определение доступных с игр с применением «LEGO» -технологий для развития:
  7. Изготовление схем, подбор деталей;
  8. Изготовление наглядных консультаций для родителей;
  9. Изготовление презентации;
  10. Сбор фотографий для организации фото выставки «В «LEGO» играем - речь развиваем».

Готовясь к реализации нашего проекта, на подготовительном этапе мы планировали изучить множество материала по теме, но, к сожалению, этот метод является нетрадиционным, и поэтому было принято решение самостоятельно разрабатывать игры и пособия по теме проекта, опираясь на программные требования по разделу «Речевое развитие и Грамота», индивидуальные предпочтения и возможности детей.Поэтому работа шла под девизом: «Развивая детей – развивайся сам».

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предлагает педагогам использование новых развивающих технологий и не традиционных методов обучения дошкольников. Одной из которых, по нашему мнению, является «LEGO» -конструирование.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Именно такой подход мы взяли за основу реализации поставленных задач в рамках проекта, так как «LEGO» конструкторы позволяют ребёнку решать задачу комплексно, активизируя не только речь, но и кинестетические возможности каждого ребенка.Совершенствуя мелкую моторику, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи, что дает возможность формировать у детей с ОНР творческий потенциал, умение создавать уникальные модели, а так же совершенствовать не только речевую, но и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Таким образом, применение «LEGO» конструктора является незаменимыми в развитии конструктивных способностей дошкольников, но и в коррекционно-логопедической работе.

Содержательный этап:

  1. Ознакомление с «LEGO» деталями, используемыми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
    • Применение «LEGO» на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
    • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем
    • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
    • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь
    • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяя кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных звуков);
    • развитию связной речи.
  2. Подбор дидактических игр с «LEGO» деталями:
    «Чудесный мешочек», «Сконструируй схему предложения и придумай предложение», «Волшебные» ступеньки, «Волшебные» пирамидки, «Футбол», «Найди половинку».
  3. Проведение коррекционных занятий, с использованием «LEGO» деталей.
  4. Конструктивная деятельность (в рамках перспективного планирования на год).
  5. Разучивание речевок.
  6. Рассматривание фото с конструированием из «LEGO» конструкторов.
  7. Обыгрывание сюжетных построек.
  8. Рисование тренажеров для составления ступенек, лесенок, дорожек из «LEGO» деталей.
  9. Проведение совместно с детьми родительского собрания – практикума.
  10. Изготовление информационно - наглядного материала для родителей.
  11. Сбор фото материала для оформления фото выставки и итоговой презентации проекта.

В самом начале реализации проекта родители поддержали нашу инициативу, многие семьи приобрели «LEGO» конструкторы. Мы же снабдили их наглядной информацией о роли развития речи дошкольников на основе взаимодействия с конструированием. Наглядным и практическим способами убедили в том, что играть с «LEGO» конструктором не только увлекательно, но и полезно не только для развития речевых навыков детей, освоения ими грамоты, но и совершенствования всех психических функций(память, мышление, восприятие). 

В процессе совместной деятельности была получена масса позитивных впечатлений, что дало возможность повысить компетенцию родителей в вопросе совместных игр с детьми и далее уделять еще больше времени воспитанию и обучению дошкольников. Нами были изготовлены наглядные консультации: «В «LEGO» играем, речь развиваем»».

Систематически велась работа в интернет сети (ВК), где обе стороны обменивались успехами, вопросами и поисками решения всплывающих проблем. С нашей стороны был регулярных фото отчет о проводимых мероприятиях с детьми в рамках данного проекта.

Итоговый этап:

Специфика нашего детского сада такова, что дети находятся у нас в группе год – два, что существенно затрудняет работу по всем направлениям их развития и умений. Но, в ходе проекта мы убедились, что полученные знания и умения детей и родителей существенно изменились к лучшему.

Дети научились взаимодействовать между собой, общаться на техническом языке «LEGO». Появились навыки прочного соединения деталей, конструирования предлагаемых педагогами моделей.

Полученные результаты дают возможность внедрить в деятельность дошкольного учреждения данный опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи при использовании «LEGO» – технологий в условиях ДОУ.

Подводя итоги проекта, мы планируем его презентацию на родительском собрании. Результатом проекта станет фото выставка в родительском уголке «В «LEGO» играем, речь развиваем»!»

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!