В помощь педагогу: проектная деятельность

12.06.2024

В помощь педагогу: проектная деятельность

Представляем вашему вниманию проект «Детский сад «Мечта». Его участниками стали воспитанники подготовительной к школе группы с ТНР из детского сада № 245 г. Челябинска. А разработала и прислала проект нам его руководитель, старший воспитатель Доможирова Ирина Викторовна.

Актуальность проекта

Дошкольный возраст отличается повышенным интересом к окружающему, познанию каких-либо явлений. Ребенок создает личностную, пространственную реальность, по-своему открывая окружающий мир и себя в нем. Мы должны пробудить в ребенке пытливость, активный интерес исследования к явлениям и фактам.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Введение

Дети всего мира могут общаться на одном языке — языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки: воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и другие.

Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Лего помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работать и видеть конечный результат своей работы.

Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным архитектором, инженером, механиком, строителем или великим конструктором. Это дает полную свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов фантазии, творческие возможности и технические решения детей остроумны, оригинальны. Все задумки мы решили отразить в проекте.

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Срок реализации проекта: среднесрочный.

Цель проекта: формирование пространственной системы познания окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

  • Систематизировать знания об окружающем мире на основе лего-конструирования;
  • Формировать мотивацию развития творческой познавательной деятельности.

Развивающие:

  • Способствовать развитию пространственного мышления, воображения, креативных и творческих способностей;
  • Создать условия для развития устной речи детей;
  • Поощрять интерес к созданию конечного продукта труда.

Воспитательные:

  • Формировать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений;
  • Поощрять толерантность друг к другу;
  • Воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца.

Гипотеза реализации проекта: организация проектной деятельности с применением конструктора Лего позволит детям построить такой детский сад,  который будет радовать всех, и рассказать о нем.

Ожидаемые результаты:

У детей:

  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, воспитателями при решении различных творческих задач.
  • Овладение детьми умением конструировать по теме и по замыслу.

У педагогов:

  • Содействие в разработке проекта.
  • Накопление и систематизация информации по проблеме.

Этапы проекта:

  1. Организационно-подготовительный (постановка проблемы).
  • Погружение в проект: обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Материально-техническая подготовка.
  1. Поиск информации, планирование деятельности.
  • Поиск информации на Интернет-ресурсах.
  • Планирование будущей постройки.
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
  1. Основной (продукт детской деятельности).
  • Совместная деятельность с детьми (свободное конструирование и конструктивное фантазирование).
  • Работа в режиме инновационной деятельности.
  1. Заключительный (презентация продукта детской деятельности).
  • Обобщение результатов работы.
  • Анализ деятельности.
  • Презентация итогов работы.

Вывод: гипотеза подтвердилась. Проектная деятельность с применением конструктора Лего позволила детям построить детский сад, который будет радовать всех, и с удовольствием рассказать о нем.

Перспективы:

  • Постановка новой проблемы;
  • Разработка и реализация нового проекта «Детский сад будущего».

Реализация проекта

1 этап. Создание материально-технической базы, необходимой для реализации проекта

2 этап. Планирование будущей постройки

Идея построить детский сад «Мечта» принадлежала детям подготовительной группы. Они предложили сделать переход между двумя зданиями, разбить сад на крышах и поставить теплицу для овощей.

На площадке решили разместить аттракционы, чтобы было интересно играть. Опрос детей группы показал, что необходимо построить:

  • Горку;
  • Качели;
  • Песочницу;
  • Беседку, где можно спрятаться от яркого солнца или непогоды;
  • Карусели.

Дружно составили план-схему будущего проекта.

3 этап. Свободное конструирование и конструктивное фантазирование.

В течение недели в группе достраивали, переделывали, компоновали постройку, согласно составленного плана — схемы.

Макет «Детский сад»

Макет построен из конструктора LEGO. Для освещения использованы светодиодные лампы от LEGO Техник, которые прикреплены к батарейному блоку.

Чтобы включить освещение, необходимо повернуть переключатель на батарейном блоке:

Модель 1. Карусель «Космос»

Действующая модель.

Модель выполнена из конструктора LEGO EducationSimpleMachines («Простые механизмы») и LEGO Фристайл.

Для вращения модели используется зубчатая передача. С помощью мотора от конструктора LEGO Техник шестеренка вращает коронное зубчатое колесо, которое приводит в движение ось карусели.

Мотор соединен с батарейным блоком.

Чтобы вращать карусель, необходимо включить переключатель на батарейном блоке:

Модель 2. Карусель

Механическая действующая модель.

Модель выполнена из конструктора LEGO EducationSimpleMachines («Простые механизмы»).

Для вращения модели используются ременная и зубчатая передачи. Ведущий шкив приводится в движение внешней силой (крутим рукоятку). Через резинку приходит в движение ведомый шкив, который в свою очередь вращает ось, на которой прикреплена шестеренка, соединяющаяся с коронным зубчатым колесом. Это колесо вращает ось с каруселью.

Чтобы вращать карусель, необходимо покрутить ручку

Модель 3. Качели

Действующая механическая модель.

Модель построена из конструктора LEGO Фристайл и использованием специальных деталей для движения. Качание происходит, если двигать качели рукой.

Модель 4. Горка

Недействующая модель

Модель выполнена из конструктора LEGO Фристайл.

Модель 5. Песочница

Недействующая модель

Модель выполнена из конструктора LEGO Фристайл.

Модель 6. Беседка

Недействующая модель

Модель выполнена из конструктора LEGO Фристайл.

Оформление макета

С помощью взрослых придумывали текст для презентации постройки.

4 этап. Презентация продукта детской деятельности.

Формой подведения итога реализации проекта является участие детей в фестивале технического творчества среди воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!