17.03.2022
Представляем вашему вниманию детско-родительский проект для детей старшего дошкольного возраста «Конструируем из LEGО вместе!» Разработала и реализовала программу Грачёва Ирина Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №11» г. Лысьва (Пермский край).
Актуальность
Развитие инженерного мышления является одной из приоритетных задач на современном этапе. Инженерное мышление — вид познавательной деятельности, направленный на решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата (Малых Г.И., Осипов В.Е. «История и философия науки и техники: методические указания»).
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, предполагает «обеспечение преемственности дошкольного, начального общего образования в вопросах развития информационно-обеспеченной и технически грамотной личности будущего общества уже с раннего возраста. Лего-конструирование является наиболее эффективным видом деятельности, в котором успешно развиваются предпосылки инженерного мышления дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с семьёй. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной деятельности с детьми. Взаимодействуя в процессе обучения, ребёнок и взрослый «проходят путь от учебного взаимодействия до учебного сотрудничества, преобразуясь в единый совокупный субъект образовательного процесса…» (А.А. Майер).
Новизна
В основе организации взаимодействия в детско-родительском сообществе лежит четырёхкомпонентная модель содержания образования И.Я. Лернера (знания, опыт осуществления деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений). Организация работы в сообществе предполагает постановку общей цели, серию мастер-классов, в процессе которых дети и родители овладевают необходимыми знаниями, умениями и итоговое мероприятие, в ходе которого создаются условия для проявления совместного творчества детей и родителей и эмоциональной оценки результата.
Совместная деятельность в сообществе основывается на принципах событийности, сотворчества и сопереживания.
Проблема
Занятий по лего-конструированию и самостоятельной деятельности детей в условиях развивающей предметно-пространственной среды недостаточно для достижения качественного результата по развитию у детей предпосылок инженерного мышления.
Гипотеза
Мы считаем, что организация совместной образовательной деятельности в детско-родительском сообществе поможет освоению детьми умений в лего-конструировании на более высоком, качественном уровне, а родителям освоить приёмы развивающего взаимодействия с детьми в процессе совместной игровой деятельности с лего-конструктором. Педагогам данная работа даст возможность повысить уровень профессиональной компетентности по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников, а также по вопросам организации образовательной деятельности по лего-конструированию.
Цель проекта
Создание условий для развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников в процессе организации совместного развивающего взаимодействия детей и родителей в условиях детско-родительского сообщества посредством лего-конструирования.
Задачи
Миссия
Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализации основной образовательной программы детского сада по лего-конструированию
Участники проекта (образовательной практики)
Дети и родители подготовительной группы, воспитатель.
Продолжительность проекта
1 год
Организация
Совместная образовательная деятельность проходит 1 раз в неделю во второй половине дня.
Формы участия для родителей
Активный деятель
Предполагаемый результат
Анализ ресурсов
Образовательный уровень родителей воспитанников
Образовательный уровень родителей способствует наиболее успешному осуществлению процесса формирования у них осознанного и заинтересованного отношения к воспитанию и развитию детей.
Материально-техническая база
В ДОУ созданы необходимые условия для начала организации совместных мастер-классов с детьми и родителями. Имеются базовые наборы конструкторов из серии lego-duplo и lego-education, но их количества недостаточно для создания сложных построек. Нет наборов из серии «Мои первые механизмы» и наборов с программным управлением, которые необходимы для освоения движения шестерёнок и начал робототехники.
Таким образом, созданные в ДОУ условия лишь частично способствуют успешной реализации проекта. Требуется дополнительное приобретение наборов лего-конструкторов различного типа.
Мотивационные ресурсы
Мотивационные ресурсы должны способствовать успешной реализации проекта.
Критерии результативности реализации проекта
Управление проектом
Руководитель проекта
Директор Васильевых И.Л.
Менеджер и координатор проекта
Зам. зав. по ВМР Татаурова Л.Н.
Команда проекта
Воспитатель Грачёва И.Л., дети и родители подготовительной логопедической группы
Пользователи услуг — дети и родители подготовительной группы
План реализации проекта
Этапы |
Задачи |
Мероприятия |
Ответственный |
сроки |
Подготовительный |
Выявить образовательные потребности родителей |
Анкетирование Индивидуальные беседы Организация первой вводной встречи. Создание проблемной ситуации. Поиск путей решения Постановка общей цели и её принятие Разработка плана мероприятий для достижения поставленной цели. Его обсуждение |
Грачёва И.Л. |
1-15 октября |
|
Составить перспективный план мастер-классов по лего-конструированию на учебный год |
Составление перечня интересующих вопросов. Подбор дидактических игр и пособий, составление конспектов совместных мероприятий. Подбор и приобретение лего-конструкторов |
Грачёва И.Л. Татаурова Л.Н. |
С 15 – 30 октября |
Основной |
Привлечь родителей и детей к участию в детско-родительском сообществе Способствовать повышению уровня родительской компетентности по вопросам организации развивающего взаимодействия с детьми в процессе лего-конструирования. |
Организация серии мастер-классов по лего-конструированию для детей и родителей
|
Грачёва И.Л. Родители. |
ноябрь- апрель |
Заключительный |
- Создать условия для обобщения опыта совместной творческой деятельности Проанализировать итоги проделанной работы.
Представить результат проделанной работы родительскому сообществу и педагогической общественности |
Организация семейного Lego- фестиваля
Проведение диагностики уровня сформированносмти конструктивных умений и навыков Анкетирование родителей.
Выступление с опытом работы на ФПИ и НПК разного уровня. |
Грачёва И.Л.
Грачёва И.Л.
Родительский комитет группы
Грачёва И.Л. |
май |
Презентация проекта
Приложения
Приложение № 1
Мероприятие для детей и родителей в рамках работы детско-родительского сообщества по обучению Лего-конструированию
Цель: Создание условий для вовлечения родителей в образовательный процесс по лего-конструированию, формирования практических навыков игры в конструктор вместе с ребёнком
Ход мероприятия
Дети и родители сидят в кругу.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие ребята. Давайте поприветствуем друг друга.
Воспитатель: Каждый из нас что-то или кого-то любит. Давайте построим «пирамиду любви» из деталей конструктора. Возьмите по одной детали. Как мы их называем?
Дети: Кубики.
Воспитатель: Я назову что-то любимое и положу свой кубик, затем каждый из вас будет называть своё любимое и присоединять кубик сверху. Например: Я люблю свою семью…(Дети и родители выстраивают пирамиду, говоря, что они любят.) Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида.
Воспитатель: Сегодня мы узнаем много нового о лего-играх и поиграем в них вместе с родителями…
Воспитатель: Давайте потренируемся в нахождении и узнавании деталей конструктора, в этом нам помогут ваши родители. Они будут показывать картинку с изображением деталей конструктора, а вы, ребята, должны найти такую же деталь.
Воспитатель: А теперь посмотрим, как родители справятся со следующим заданием. Дети показывают рисунок-схему, а родители запоминают и повторяют заданную схему по памяти .
Воспитатель: Вы отлично справились. Я хочу вам предложить собрать симметричную мозаику в паре вместе с вашими мамами и папами. (Дети совместно с родителями выполняют здания по схеме) (звучит музыка).
Воспитатель: Ребята, вы помогаете на кухне печь пироги…Сегодня мы тоже хотим предложить вам совместно поиграть с тестом и конструктором лего. Возьмите кусок теста, разомните его и раскатайте вместе тонкий коржик. Попробуйте опечатками деталей выложить какой-нибудь рисунок, дорожку, ветку елочки, используя различные по форме, цвету размеру детали. Молодцы!
Воспитатель: А сейчас выложите отпечатками деталей Лего букву, с которой начинается фамилия вашей семьи. Это будут воспоминания о нашей сегодняшней встрече.
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки с незаконченными предложениями, я предлагаю Вам их закончить:
Рефлексия
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!