30.09.2024
Предлагаем вашему вниманию методическую разработку проектной деятельности научно-технической направленности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Ягодная сказка». Авторский материал прислали Рябушева Галина Ивановна и Филькина Светлана Евгеньевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 41» из г. Саров Нижегородской области.
Проблема: В ходе бесед с детьми о садовых и лесных ягодах выяснилось, что некоторые дети в недостаточной степени имеют представления о них, почему их так называют, о том, где и как они растут, какие из них съедобные, а какие ядовитые.
Направленность: научно-техническая, познавательная
Цель проекта: Создание условий для познавательной активности детей в вопросе о садовых и лесных ягодах.
Задачи:
Ход проектной деятельности
Гуляя по территории детского сада, мы заметили куст крыжовника и дерево сливы. Артем, сорвав ягоду сливы, захотел ее тут же съесть. На вопрос: «А что это за ягода?» мальчик не смог дать ответ. Многие дети из группы также не знали название ягоды сливы и крыжовника.
Так появилось решение начать проект «Ягодное лукошко».
Мы начали собирать информацию о разнообразии не только садовых, но и лесных ягод:
Во время просмотра презентации София спросила: «Как сохранить ягоды, чтобы их можно было есть осенью и зимой?»
Для ответа на данный вопрос решили привлечь родителей, создать каталог «Ягодное меню».
Каждый ребенок выбрал одну из лесных или садовых ягод, дома с родителями нашли информацию и зарисовали ягоду и блюдо, которое из нее можно приготовить.
Проанализировав полученные знания, мы решили закрепить их в совместной деятельности.
Образовательный модуль «Математическое развитие»
В образовательной ситуации «Лукошко для подружек» дети решили помочь девочкам, которые пошли за ягодами, но забыли взять с собой корзиночки. Дети сложили из цветных счетных палочек Кюизенера красивые корзиночки для подружек, тем самым закрепили счетные умения.
Используя Дары Фребеля №4 и №5, построили новые ведерки для девочек.
Образовательный модуль «Робототехника»
В ходе игры «Где растет ягодка?» дети еще путали лесные и садовые ягоды. Для закрепления мы решили использовать мини-робота «Пчелка». Дети помогли «Умной пчелке» собрать нужные ягоды. Программируя мини-робота, собирали только лесные (садовые) ягоды.
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Образовательная ситуация: к детям прилетел Карлсон. Он принес свежие ягоды. Он очень устал и хочет пить. Дети предложили Карлсону сделать из его ягод морс. Под руководством воспитателя дети отжали сок из ягод с помощью сита, добавили воды, растворили немного сахара — получили вкусный и полезный морс.
После просмотра мультфильма «Лунтик» серии о ягодах предложили детям тоже снять свой мультфильм. У детей возникли вопросы: «Что за мультфильм будем снимать?», «Как снимать?».
Для начала вспомнили, люди каких профессий участвуют в создании мультфильма и что нам потребуется.
Составили таблицу.
(Таблица составляется и заполняется вместе с детьми с помощью картинок).
После заполнения таблицы мы выяснили, что нам необходимо приготовить.
Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»
1) Далее стали придумывать сценарий мультфильма. Роль сценаристов и режиссера взяли на себя воспитатели, а остальные роли распределили между детьми. Нашли и прочитали рассказ «Ягодная сказка». В ходе совместного обсуждения сценария он был утвержден.
2) Выбор анимационной техники
Очень долго думали, какую технику анимации выбрать. Девочки хотели лепить или рисовать героев, а мальчикам проще построить из конструктора. Взвесив все «за» и «против», совместили лепку и конструирование героев и декораций для будущего мультфильма.
Образовательный модуль «Лего-конструирование»
3) Изготовление фона и персонажей
Художники-декораторы решили деревья, кусты и ягоды построить из конструктора Лего, а также девочек взять готовые фигурки Лего.
Ягодки слепили из воздушного пластилина и «оживили» их, добавив ножки, ручки и глазки.
4) Съемка анимационного фильма.
5) Звуковое оформление или «озвучивание». Здесь дети проявили свои актерские способности: выразительно читали авторский текст и речь героев. Родители дома сделали звукозапись.
6) Монтаж фильма (верстка). В работе с детьми эта функция решается педагогом.
4. Создание продукта
На данном этапе шла работа по созданию мультфильма по сюжету авторской сказки, которую дети придумали совместно с воспитателем «Ягодная сказка».
Приложения
Приложение 1
Сценарий авторской сказки «Ягодная сказка»
Автор: На лесной поляне, где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды: черника, земляника, малина и брусника. Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.
Брусничка: Какая я красная, красивая и кисленькая!
Автор: Говорила Ягодка Бруся.
Малинка: А я сочная, крупная да розовая!
Автор: Веселилась Ягодка Маля.
Черника: Ха–ха–ха! Зато я – синее всех!
Автор: Любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня.
Земляничка: Ну, тогда я – всех слаще!
Автор: Сказала земляничка Варя.
Автор: И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды, да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики.
Ягоды хором: За нами пришли, значит!
Автор: Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.
1-я девочка: Давай собирать малину! Она сочная, крупная, полезная ягода!
2-я девочка: Черника тоже полезная и брусника!
1-я девочка: Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику.
2-я девочка: Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем джем к чаю.
Автор: Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.
Приложение 2
Мультфильм «Ягодная сказка»
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!