В помощь воспитателю проект «Ягодная сказка

30.09.2024

Предлагаем вашему вниманию методическую разработку проектной деятельности научно-технической направленности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Ягодная сказка». Авторский материал прислали Рябушева Галина Ивановна и Филькина Светлана Евгеньевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 41» из г. Саров Нижегородской области.

Проблема: В ходе бесед с детьми о садовых и лесных ягодах выяснилось, что некоторые дети в недостаточной степени имеют представления о них, почему их так называют, о том, где и как они растут, какие из них съедобные, а какие ядовитые.

Направленность: научно-техническая, познавательная

Цель проекта: Создание условий для познавательной активности детей в вопросе о садовых и лесных ягодах.

Задачи:

  • Формировать у детей представления о том, какие ягоды растут в саду, а какие в лесу.
  • Дать представление о пользе ягод, в каком виде можно употреблять в пищу.
  • Развивать конструктивные навыки и творческие способности.
  • Формировать у детей умение ориентироваться в пространстве, составлять простейший алгоритм движения мини-робота.
  • Познакомить с технологией создания мультипликационного фильма, с профессиями, связанные с мультипликацией.
  • Развивать коммуникативные навыки, словотворчество, любознательность.
  • Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.

Ход проектной деятельности

Гуляя по территории детского сада, мы заметили куст крыжовника и дерево сливы. Артем, сорвав ягоду сливы, захотел ее тут же съесть. На вопрос: «А что это за ягода?»  мальчик не смог дать ответ. Многие дети из группы также не знали название ягоды сливы и крыжовника.

Так появилось решение начать проект «Ягодное лукошко».

  1. Копилка

Мы начали собирать информацию о разнообразии не только садовых, но и лесных ягод:

  • Рассматривали сюжетные и предметные иллюстрации с изображением сада и лесных полянок с ягодами;
  • Смотрели презентации «Садовые и лесные ягоды», «Съедобные и несъедобные ягоды»;
  • Читали художественную литературу (сказки, рассказы, стихи, загадки): В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Я. Тайц «Про ягоды», А. Слоников «Ягодный спор», Н. Бутенко «Ягоды в лукошке»;
  • Играли в дидактические игры: лото «Ягоды», «Дары лета», домино;
  • Смотрели мультфильмы из серии «Лунтик» про ягоды, «Земляничный дождик».

Во время просмотра презентации София спросила: «Как сохранить ягоды, чтобы их можно было есть осенью и зимой?»

Для ответа на данный вопрос решили привлечь родителей, создать каталог «Ягодное меню».

Каждый ребенок выбрал одну из лесных или садовых ягод, дома с родителями нашли информацию и зарисовали ягоду и блюдо, которое из нее можно приготовить.

  1. Анализ

Проанализировав полученные знания, мы решили закрепить их в совместной деятельности.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

В образовательной ситуации «Лукошко для подружек» дети решили помочь девочкам, которые пошли за ягодами, но забыли взять с собой корзиночки. Дети сложили из цветных счетных палочек Кюизенера красивые корзиночки для подружек, тем самым закрепили счетные умения.

Используя Дары Фребеля №4 и №5, построили новые ведерки для девочек.

Образовательный модуль «Робототехника»

В ходе игры «Где растет ягодка?» дети еще путали лесные и садовые ягоды. Для закрепления мы решили использовать мини-робота «Пчелка». Дети помогли «Умной пчелке» собрать нужные ягоды. Программируя мини-робота, собирали только лесные (садовые) ягоды.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

Образовательная ситуация: к детям прилетел Карлсон. Он принес свежие ягоды. Он очень устал и хочет пить. Дети предложили Карлсону сделать из его ягод морс. Под руководством воспитателя дети отжали сок из ягод с помощью сита, добавили воды, растворили немного сахара — получили вкусный и полезный морс.

  1. Создание модели

После просмотра мультфильма «Лунтик» серии о ягодах предложили детям тоже снять свой мультфильм. У детей возникли вопросы: «Что за мультфильм будем снимать?», «Как снимать?».

Для начала вспомнили, люди каких профессий участвуют в создании мультфильма и что нам потребуется.

Составили таблицу.

(Таблица составляется и заполняется вместе с детьми с помощью картинок).

После заполнения таблицы мы выяснили, что нам необходимо приготовить.

Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

1) Далее стали придумывать сценарий мультфильма. Роль сценаристов и режиссера взяли на себя воспитатели, а остальные роли распределили между детьми. Нашли и прочитали рассказ «Ягодная сказка». В ходе совместного обсуждения сценария он был утвержден.

2) Выбор анимационной техники

Очень долго думали, какую технику анимации выбрать. Девочки хотели лепить или рисовать героев, а мальчикам проще построить из конструктора. Взвесив все «за» и «против», совместили лепку и конструирование героев и декораций для будущего мультфильма.

Образовательный модуль «Лего-конструирование»

3) Изготовление фона и персонажей

Художники-декораторы решили деревья, кусты и ягоды построить из конструктора Лего, а также девочек взять готовые фигурки Лего.

Ягодки слепили из воздушного пластилина и «оживили» их, добавив ножки, ручки и глазки.

4) Съемка анимационного фильма.

5) Звуковое оформление или «озвучивание». Здесь дети проявили свои актерские способности: выразительно читали авторский текст и речь героев. Родители дома сделали звукозапись.

6) Монтаж фильма (верстка). В работе с детьми эта функция решается педагогом.

      4. Создание продукта

На данном этапе шла работа по созданию мультфильма по сюжету авторской сказки, которую дети придумали совместно с воспитателем «Ягодная сказка».

Приложения

Приложение 1

Сценарий авторской сказки «Ягодная сказка»

Автор: На лесной поляне, где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды: черника, земляника, малина и брусника. Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.

Брусничка: Какая я красная, красивая и кисленькая!

Автор: Говорила Ягодка Бруся.

Малинка: А я сочная, крупная да розовая!

Автор: Веселилась Ягодка Маля.

Черника: Ха–ха–ха! Зато я – синее всех!

Автор: Любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня.

Земляничка: Ну, тогда я – всех слаще!

Автор: Сказала земляничка Варя.

Автор: И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды, да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики.

Ягоды хором: За нами пришли, значит!

Автор: Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.

1-я девочка: Давай собирать малину! Она сочная, крупная, полезная ягода!

2-я девочка: Черника тоже полезная и брусника!

1-я девочка: Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику.

2-я девочка: Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем джем к чаю.

Автор: Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.

Приложение 2

Мультфильм «Ягодная сказка»

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!