Значение конструирования в раннем возрасте

29.09.2014

Уже после 1,5 лет ребенок самостоятельно начинает выстраивать (конструировать) «дорожки» из игрушек, палочек, ложек, то есть из того материала, что его окружает, строить домики, гаражи, дороги, то есть у ребенка появляется определенный замысел.

А, что если ребенок не конструирует и не строит, не увлекается ни кубиками, ни конструктором? Обращать на это внимание или не обращать? В любом случае это решает сам для себя сам, я же хочу раскрыть всю важность этого процесса и поделиться тем, как это вошло в нашу жизнь. Важно отметить, что в процессе конструирования развивается и сам ребенок.

Чему учат и что развивают навыки конструирования:

– умение анализировать и определять функции строительства, под которые создается или будет использоваться конструкция; 

– развиваются творческие способности ребенка;

– воображение, любое конструирование в раннем возрасте сопровождается игрой, а там где игра всегда присутствует фантазия, а сама игра может побудить к конструированию, которое затем становится полностью самостоятельным значением.

В конструировании присутствуют два связанных между собой этапа: создание замысла и его исполнение. И конструкторское мышление – это целая комбинация и взаимодействие мыслительных и практических действий.

Откуда ребенок берет идеи, замыслы? Из окружающей его жизни: это и книжки, которые мы читаем, картинки, которым уделяем внимание, предметы что окружают нас, игры, люди.

Однако в раннем возрасте дети воспринимают мир поверхностно. И для того, чтобы ребенок быстрее научился видеть и понимать характерные признаки окружающих предметов, для того, чтобы научился правильно их связывать и объединять – необходимо наполнить его жизнь впечатлениями, яркими позитивными моментами. Создайте ему условия для более глубокого исследования и познания всего того, что его окружает, подведите, а можно и подтолкнуть (как это было в моем случае) и тогда он будет выражать в конструкциях, поделках, в любом другом творчестве.

А что еще удивительного и важного в конструировании? И на первый взгляд этого значимого и весомого возможно и не видно.

1. Когда мы смотрим на ребенка, который строит гараж или дом, а потом его вдруг рушит и заново отстраивает, мы порой просто задаемся вопросом и даже произносим его вслух: «Зачем же ты сломал, у тебя же было так красиво!»  Именно в этот момент многие не осознают, что в маленькой головке, есть своя идея, свой идеал, как хорошо и как красиво. И порой не спрашивая, разрешения вмешиваемся в его действия, тем самым пытаясь исправить,  не только разрушенный дом, но и ситуацию  в целом, не задумываясь о том, что своими действиями мы навязываем свое мнение, свое видение мира.

Поэтому, постарайтесь узнать у ребенка, как он хотел, как было бы красиво. Не восстанавливайте сами. А, если решили помочь, то каждое свое действие спрашивайте вопросами: «Так?», «Так правильно?», «Куда мне поставить?», «Откуда эта часть?», «Правильно?», «Я все правильно делаю?». Поверьте это те вопросы, которые ребенку необходимы, таким образом, восстанавливается его конструкция, но вашими руками, без навязывания.  

2. Такие простые действия, как вращение и перемещение предметов имеют большую значимость. Ребенок, таким образом, учится использовать определенные образы в пространстве, с целью изменить конструкцию, например, изменить ее месторасположение или изменить ее форму.

В нашей жизни конструирование вошло, когда Владу было два года и закрепилось уже после всевозможных игр, с его использованием. Игры были настолько фантастичными, что они очень понравились сыну и каждый вечер перед сном у нас был ритуал конструирования автопарка на ночной сон, то есть каждый вечер машины выстраивались невероятным образом: то они выстраивались по коврику не вылезая за его границы, то вокруг ковра, то изображали солнышко, то образовывали круги разных диаметров.

В играх главное – фантазия, вспомните произведения К. Чуковского, они наполнены такими невероятными сюжетами. Так попробуйте придумать свой невероятный сюжет, порой полный абсурда и нелепицы, ведь это игра, это простор воображению, но и в таких играх возникают инсайты.

Автор: Зевакова Людмила Леонидовна

Источник

 

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!