Значимые аспекты внедрения LEGO в дошкольные образовательные учреждения

19.09.2014

Значимые аспекты внедрения LEGO в дошкольные образовательные учреждения Значимые аспекты внедрения LEGO в дошкольные образовательные учреждения

ЛЕГО (лат. lego – собирать, конструировать) – игровой феномен (а именно – тип детского конструктора), выражающий переориентацию современной культуры с презумпции конструирования как воспроизведения канона на презумпцию конструирования как свободного варьирования предметности.

Конструктор – «Лего» появился в 50-х годах прошлого века, он произвел революцию и положил начало бурному развитию конструкторов. В отличие от предыдущих строительных наборов, «Лего» предложил детали, которые скреплялись между собой. В результате полученные постройки были прочными и устойчивыми, что по достоинству оценили дети всего мира.

Конструкторы ЛЕГО сегодня активно применяются в большинстве детских образовательных учреждений, во многих из них имеются целые ЛЕГО-кабинеты.

Освоение ЛЕГО конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в образовательной и воспитательной сферах. Это предполагает и доступность необходимой научной и методической литературы, посвященной данной проблеме.

Для эффективной организации занятий по Лего конструированию необходимо обустроить среду где будут проводиться  занятия с детьми. Во многих дошкольных образовательных учреждениях сегодня существует специальные кабинеты ЛЕГО. Кабинет ЛЕГО целесообразно делить на три части. Первая часть кабинета – для педагога организатора, где он хранит методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий, здесь должен стоять  стол для педагога. Вторая часть, где стоят стеллажи для контейнеров с конструктором ЛЕГО. Третья часть предназначена для проведения занятий с детьми.

Одной из главных целей дошкольной педагогики во все времена являлось формирование гармонично развитой во всех отношениях личности. Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

Дети начинают заниматься Лего-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями. 

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. 

Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Несмотря на распространенность этого вида конструктора, на широкое использование его в образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений, теоретические аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, хотя отдельные проблемы применения ЛЕГО в обучении конструкторской деятельности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов.

В связи с этим остается неудовлетворенной потребность многих педагогов, работающих с ЛЕГО, в научно-методической литературе, касающейся проблем ЛЕГО-конструирования в детском саду.

Автором данной статьи был  предпринят шаг к исправлению этой ситуации: разработана программа: «Лего конструирования в детском саду». Где обобщен теоретический материал по ЛЕГО-конструированию, предложены собственные методики организации обучения конструированию на основе конструкторов ЛЕГО. Составлены конспекты занятий с использованием конструкторов ЛЕГО. Представленная методика прошла апробацию на базе «ГОУ Детский сад №135» Западного Административного Округа города Москвы.

Автор: Фешина Екатерина Вячеславовна, педагог дополнительного образования.

Источник

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!