08.06.2022
Предлагаем вашему вниманию методическую разработку занятия по информатике по теме «Калькулятор». Материал разработала и прислала Галина Геннадьевна Обухова, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества», г. Киров.
Аннотация: В статье представлена методическая разработка занятия по информатике, которую можно использовать при проведении занятия по теме «Калькулятор» как для учащихся 4–5 классов общеобразовательных школ, так и для детей, занимающихся в объединениях информатики в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: информатика, занятие, калькулятор, вычисления, системы счисления.
Предметные знания и способы деятельности, полученные учащимися на занятиях по информатике, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметов, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
При изучении новой темы по информатике важно в течение всего занятия у учащихся поддерживать интерес к изучаемому материалу, для этого необходимо создавать у учащихся положительный эмоциональный настрой, а также менять в течение всего занятия виды деятельности учащихся.
Для создания устойчивой мотивации к учебной деятельности у учащихся нужно, чтобы ребёнок имел возможность оценивать работу свою и своих сверстников, отмечать все положительные и отрицательные моменты.
В данной разработке представлено учебное занятие по теме «Калькулятор», в ходе которого учащиеся знакомятся с древними вычислительными устройствами и машинами, основами работы на обычном и инженерном калькуляторах, учатся вычислять примеры, выполнять перевод в различные системы счисления.
Методическую разработку можно использовать для проведения занятия по информатике по теме «Калькулятор» при изучении Операционной системы Windows.
Цель занятия: сформировать у учащихся навыки работы в программе «Калькулятор» ОС Windows.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
База знаний учащихся: учащиеся изучили стандартные программы операционной системы: «Блокнот», «Word Pad», «Paint» и только начинают изучать программу «Калькулятор».
Возраст учащихся: 10-12 лет.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся: старательность, аккуратность при выполнении задания, внимательность, что характерно для учащихся младшего школьного возраста.
Общедидактические принципы, используемые на занятии:
Методы и приёмы обучения, используемые на занятиях: методы репродуктивный и объяснительно-иллюстративный.
Место занятия в учебном плане: тема «Калькулятор» изучается в разделе «Операционная система Windows» дополнительной общеразвивающей программы технической направленности по информатике «Основы информатики» первого года обучения.
Продолжительность занятия: 60 минут (два по 30 мин, перерыв 10 минут).
Тип занятия: Изучение нового материала.
Форма проведения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
Оборудование:
Методические материалы к проведению занятия.
Структура занятия:
Ход занятия:
Организационная часть
Педагог: Здравствуйте ребята! Сосчитайте устно пример: 23+34. Сколько получилось?
Учащиеся: 57.
Педагог: Молодцы! А сейчас найдите сумму 1274+1349.
Учащиеся: Такой пример сосчитать устно сложно.
Педагог: Как его можно вычислить?
Учащиеся: С помощью калькулятора.
Педагог: У каждого из вас есть телефон, а в телефоне есть калькулятор. Давайте попробуем с помощью калькулятора вычислить этот пример.
Учащиеся: Получилось 2623.
Педагог: Верно! А если нет телефона, но есть компьютер, то можно воспользоваться программой «Калькулятор». В современном обществе калькулятором пользуются некоторые категории сотрудников, так как калькулятор очень облегчает выполнение расчётов, а также часто используется калькулятор для вычислений и в повседневной жизни.
Актуализация знаний
Педагог: Сегодня на занятии мы изучим программу «Калькулятор». Научимся вычислять любые примеры, выполнять перевод в разные системы счисления. Узнаем, какие приспособления для вычислений использовались в древние времена.
Изложение нового материала.
Педагог: А сейчас давайте немного окунёмся в историю и узнаем, какие вычислительные устройства использовали наши предки.
Включается презентация «Калькулятор». Ребята из презентации узнают о таких вычислительных устройствах, как абак, суан-пан, серобян, суммирующая машина Паскаля, счетный аппарат Лейбница, арифмометр Однера, счёты, а затем о первом электронном калькуляторе, который изобрёл Джек Килби.
Педагог: На компьютере тоже есть программа «Калькулятор», чтобы программу открыть, выполните команду: Пуск ® Калькулятор. Одновременно с открытием программы «Калькулятор» на экране демонстрируется окно этой программы и рассказывается, как выполняются вычисления на компьютерном обычном калькуляторе
(Принцип работы с калькулятором такой же, как и с обычным карманным калькулятором. Ввод чисел и команд осуществляется с помощью мыши или клавиш клавиатуры.
Затем ребята знакомятся с кнопками и их назначением на калькуляторе. Выполняют действия с этими кнопками.
На калькуляторе ребята вводят число 567 и нажимают кнопку «Х» и видят, что эта кнопка удаляет последнее введённое число, нажимают кнопку «СЕ» и видят, что удаляется последнее введённое число, нажимают кнопку «С», которая очищает калькулятор).
Практическое упражнение
Педагог: Вычислите пример: 2+2*2= (пример демонстрируется на экране в презентации). Сколько получилось?
Учащиеся: 8.
Педагог: А верный ли это ответ?
Учащиеся: Не верный.
Педагог: А сколько должно получиться?
Учащиеся: 6.
Педагог: Используя математические законы, при решении примера у нас должен получиться ответ 6. Давайте вычислим этот же пример, используя кнопки памяти калькулятора.
Далее решают пример с использованием кнопок памяти:
Алгоритм вычисления примера:
Педагог: Закончив вычисления, нажмите С, чтобы очистить ячейку памяти! Посмотрите, какой длинный путь для решения такого простого примера, так считать очень долго и неудобно.
Педагог: Ребята, кроме обычного калькулятора на компьютере, который мы сейчас использовали есть ещё и инженерный калькулятор, который можно использовать для сложных расчётов, например: инженерных, бухгалтерских. Чтобы открыть инженерный калькулятор, нажмите соответствующую кнопку и выберите Инженерный.
Педагог: Вы сейчас решали пример на обычном калькуляторе: 2+2*2. Давайте сейчас мы этот же самый пример решим на инженерном калькуляторе.
(Ребята вводят пример и видят, что ответ получается = 6.)
Педагог: Инженерный калькулятор вычисляет примеры, соблюдая порядок математических действий. А сейчас самостоятельно будем решать примеры. Раздаются карточки с примерами.
Задание 1
Вычислите:
После решения примеров проводится физкультминутка (Включается презентация «Гимнастика для глаз»).
Педагог: А сейчас проверим у соседа правильность решения примеров.
(Учащиеся в парах проверяют друг у друга ответы. В это же время на экран проецируются ответы).
Ребята проверив примеры делают друг у друга пометки о правильно или неверно решенном примере. Ставят «+», если верно, и «-» если неверно.
Педагог: Калькулятор очень существенно упрощает вычисление примеров. В инженерном калькуляторе есть ещё одна очень интересная функция. Это перевод из одной системы счисления в другую. Вся информация, которая есть на компьютере закодирована, иными словами, записана в виде 0 и 1. Такая система кодирования ещё называется бинарная система. Нажмите кнопку и выберите Программист.
(Учащиеся включают её и видят новое окно программы Калькулятор.)
Педагог: На калькуляторе Программист мы можем переводить из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и обратно. Давайте рассмотрим каждую из них. Какую систему счисления мы используем на уроках математики и в повседневной жизни?
Учащиеся: Десятичную.
Педагог: Молодцы! То есть в десятичной системе счисления используются цифры от 0 до 9 (нажимаем кнопку DEC 0). Активны цифры от 0 до 9. Восьмеричная система счисления — это система счисления, в которой используются цифры от 0 до 7 (включаем кнопку OCT 0). Активны только цифры от 0 до 7. Шестнадцатеричная система счисления, система в которой используются цифры от 0 до 9, а также буквы A, B, C, D, E, F (включаем кнопку HEX 0). Активны цифры от 0 до 9, а также буквы A, B, C, D, E, F. Включите десятичную систему счисления, введите с клавиатуры четырёхзначное число, например: 4581. Нажмите кнопку HEX 0. У вас отображается число, записанное в шестнадцатеричной системе счисления.
Закрепление нового материала
Педагог: Теперь вы знаете, как выполнять перевод из одной системы счисления в другую. Выполните перевод из одной системы счисления в другую, результат скопируйте в программу Блокнот. Раздаются карточки с заданиями.
Задание 2.
Педагог: Проверьте друг у друга правильность перевода из одной системы в другую.
(На экране демонстрируются правильные ответы. Ребята отмечают верные ответы «+», неверные «-». )
Педагог: Молодцы!
Подведение итогов занятия (Рефлексия)
Педагог: Время занятия подходит к концу. И в конце занятия я хочу вам предложить филворд, разгадав который вы ещё раз вспомните термины, которые мы сегодня использовали на занятии. (Приложение 1).
Ребята разгадывают филворд.
Педагог: А сейчас поменяйтесь отгаданными филвордами друг с другом.
После этого на экран проецируются правильные ответы филворда и дети в парах проверяют их друг у друга.
Подводятся итоги по разгаданному филворду.
Педагог: Все молодцы! Давайте подведем итог урока. С какой программой мы сегодня познакомились?
Учащиеся: С программой «Калькулятор».
Педагог: Что мы научились делать с помощью программы «Калькулятор»?
Учащиеся: Складывать, вычитать, умножать, делить, выполнять перевод из одной системы счисления в другую.
Педагог: Чем отличается обычный калькулятор от инженерного?
Учащиеся: На инженерном калькуляторе можно вычислять сложные примеры и при этом будут соблюдаться математические законы. На инженерном калькуляторе можно выполнять перевод из одной системы счисления в другую, а на обычном нельзя.
Педагог: Все сегодня очень хорошо работали на занятии. Молодцы!
Итак, сегодня мы с вами узнали историю калькулятора, посмотрели, как выглядят современные калькуляторы, познакомились с программой «Калькулятор» и научились выполнять с помощью калькулятора вычисления, перевод из одной системы счисления в другую, а также узнали, чем отличается обычный калькулятор от инженерного.
Спасибо за работу! Всем удачного дня! До свидания.
Приложение 1
Задание 1
Вычислите:
Задание 2
Приложение 2
Филворд
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!