11.06.2021
Дидактические игры с использованием «Дары Фребеля» можно применять как в групповой, так и подгрупповой работе по формированию и закреплению математических представлений, представлений об окружающем мире, логического и творческого мышления. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших навыков конструирования и моделирования.
Практическое применение дидактического набора Ф. Фребеля («Дары Фребеля) в НОД по ознакомлению с окружающим миром (космос) разработали и прислали Амелина Ольга Владимировна, Сергель Наталья Александровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №1», г. о. Самара.
Направление: инновационные технологии
Цель: Представление опыта работы по использованию дидактического набора «Дары Фребеля», о возможностях применения при организации образовательного процесса в ДОУ.
Задачи:
Методы:
Оборудование: Игровой набор «Дары Фрёбеля. Мозайка игровая логопедическая», проектор, видео о создании ракеты, макет ракеты, листы черного картона, технологические карты.
Ход
I. Теоретическая часть:
Воспитатель: Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космос. Каждый год мы празднуем День Космонавтики. Как вы думаете почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как звали первого человека, полетевшего в космос?
(Ответы детей)
Воспитатель: Наш город Самара является центром авиа- и ракетостроения, его называют «космической столицей» и в этом году мы отмечаем 60 лет со дня первого полета Ю. Гагарина в космос. В центре Самары устремлен в небо подлинный «Союз», единственная в Европе вертикально установленная ракета-носитель. Константин Павлович Циолковский изобрел многоступенчатую ракету, которая смогла преодолеть земное тяготение. Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:
С Земли запущен исполин
С людьми летает и один,
И Землю облетев не раз,
Он может даже видел нас:
Ведь из окошка-
Земля как на ладошке.
(Ракета)
Воспитатель: Ракета, в переводе с итальянского, означает «веретено», так как по форме ракета похожа нам веретено, такая же длинная, обтекаемая, с заостренным носом. Человек достаточно давно изобрел ракеты, их придумали в Китае много сотен лет тому назад, изначально ракетами запускали фейерверки.
Затем во многих странах научились делать фейерверки и тоже запускали во время праздников. Долгое время ракеты использовали на праздниках, а потом их стали использовать на войне, как оружие. А в мирное время ракеты стали использовать для выхода в открытый космос.
Полет в космос был очень долгим и трудным. О полетах в космос сочиняли легенды и сказки. Человек мечтал полететь в воздух и как можно выше.
Предлагаю вам подробнее рассмотреть макет ракеты.
II. Практическая часть.
Разминка.
Воспитатель: У вас на столах, есть части из набора «Дары Фребеля», вы можете их рассмотреть поближе, но для начала мы предлагаем вам немного поиграть. Для этого мы подготовили для вас карточки с расчерченными полями, предлагаем вам выложить:
(Что это нам дает: закрепление спектра цветов, величин, форму, порядковый счет, умение согласовывать действия и работать в сотрудничестве).
Применение «Даров Фрёбеля» и дидактической игры « В космос с Фрёбелем» в занятии
Воспитатель: Ребята, мы с вами увидели красоту звездного неба. Что вы увидели на звездном небе?
(Их несчетное количество: разные по величине, цвету, форме и количеству-ответы детей).
Воспитатель: В безоблачную ясную ночь небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками. Издревле, человека интересовала тема космоса и космических тел, но космос далеко и мы видим лишь ее малую часть. Ребята, как вы думаете, как можно разглядеть звезды на небе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ученые-астрономы озадачились тем, что бы такое построить, чтобы звезды и другие космические тела разглядеть получше. Поэтому еще в 1609 году итальянский астроном Галилео Галилеем был построен первый телескоп («теле»-вдаль, «скопео»-смотрю). Удаленные космические тела стали более близки человеку. Что еще можно увидеть в телескоп?
Дети: Созвездия, пятна на солнце, фазы планет, Луну, кратеры на Луне и т.д. (Рассматривание картинок с телескопом).
Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем сами изготовить телескоп из набора «Дары Фребеля». Попробуем?
(Работа с технологическими картами).
Воспитатель: Итак, телескоп нами построен, теперь мы можем рассматривать звезды и созвездия, Луну и Солнце, галактики, туманности, кометы и т. д. А как вы думаете, как называются звездные скопления?
(Звезды на небе астрономы объединили в небольшие группы – созвездия).
Воспитатель: Получилось достаточно много созвездий, всего 88, звездочеты мысленно объединили яркие звезды и получились фигуры, напоминающие зверей, людей, предметы. А какие созвездия вам известны?
(Самые известные из них «Большая медведица» или «Ковш» (напоминает форму ковша), Орион, Лира, Кассиопея, Пегас и т. д).
Воспитатель: Предлагаем вам выложить созвездия на нашем импровизированном звездном небе с помощью «Даров Фребеля».
(Выкладывание созвездий сопровождается рассказом о нем, легендой, историей).
Воспитатель: Получилось замечательное небо! Давайте поразмышляем, как можно еще увидеть звезды и созвездия на небе? Можно полететь в космос и увидеть звезды и созвездия через иллюминатор космического аппарата. Как называется космический аппарат, на котором можно долететь до звезд?
(Ракета)
Воспитатель: А как зовут первого космонавта, летавшего в открытый космос?
(Ю. Гагарин)
Воспитатель: Ребята, с помощью «Даров Фребеля» построим ракету и отправимся на ней в космос.
(Предлагается технологические карты).
Воспитатель: Мы построили ракеты, вышли в открытый космос, и увидели звезды и созвездия небесного пространства. Возвращаемся на землю!
III. Рефлексия
Воспитатель: Вот, мы и закончили наше путешествие по миру космоса. Наше занятие подошло к концу.
Подведем итоги: Ребята, вы замечательно прошли все испытания, вы показали, что многое знаете и многое умеете. Я хочу, чтобы у вас всегда появлялось желание к новым открытиям и новым знаниям.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!