Беспилотники, космические корабли и искусственный интеллект: школьники поговорили с Путиным о новых технологиях

02.09.2017

В День знаний Владимир Путин провёл Всероссийский открытый урок «Россия, устремлённая в будущее». Трансляция на несколько регионов страны шла из Ярославля. Школьники показали главе государства свои проекты, посвященные новым технологиям, а Владимир Путин высказал свое мнение о беспилотниках, телемедицине, ракетных комплексах и искусственном интеллекте.

Об атомной энергетике

Первым вопрос Владимиру Путину задал молодой человек из Ленинградской области.

В.Жуков: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Меня зовут Жуков Владислав. Я из Ленинградской области, город Сосновый Бор. Сегодня мне посчастливилось заключить контракт на работу с «Росатомом».

В.Путин: Очень красивый, хороший город. Я там многократно бывал.

В.Жуков: Да, мне этот город очень нравится. На самом деле у меня была возможность пару лет назад уехать в Америку. Я был в Силиконовой долине, в офисе Google. Предлагали остаться там на работу, но я решил вернуться в нашу страну, потому что посчастливилось побывать на Вашей «Прямой линии». Когда увидел Вас воочию, услышал, на самом деле меня это воодушевило, и я понял, что люблю эту страну.

В.Путин: Хочу сказать, что наша электростанция в Сосновом Бору работает уже много десятилетий, находится в непосредственной близости от крупнейшего в стране мегаполиса Санкт-Петербурга с пятимиллионным населением, работает как часы. Сейчас происходит плановая замена, должна произойти, одного из ядерных реакторов, потом второго.

Надо отдать должное тем людям, которые там работают, и специалистам «Росатома» в целом. Эта надёжная, высокотехнологичная сфера, безусловно, является одной из сфер деятельности, где Россия демонстрирует высокую конкурентоспособность.

Не случайно мы не только в России сейчас развиваем атомную энергетику, причём сбалансированно, без всяких рывков, но и продвигаем свои продукты по всему миру – и в Турции, и в странах Евросоюза, в Финляндии в частности.

Только что я был в Венгрии, наши венгерские партнёры подтвердили свою готовность реализовать наши проекты. И в Индии, и в Китае. У нас хорошие планы строительства атомной электростанции в Египте. Мы по всему миру развиваем наши проекты.

Хочу обратить ваше внимание на то, что мы никогда, что называется, такое грубоватое слово, но я всё-таки произнесу, не скупердяйничаем, не жадничаем. Что имею в виду? Мы не просто продаём продукт, мы создаём целые отрасли в этих странах, мы готовим специалистов, мы отдаём значительный объём строительных работ местным компаниям, до 20 с лишним процентов, что создаёт и новые рабочие места, и высокие технологии. Мы делимся с миром своими знаниями. Конечно, это даёт нам возможность опережающим темпом развиваться самим.

В этом смысле Вы приняли правильное решение, потому что, я не хочу приводить каких-то трагических примеров, но могу с уверенностью сказать, что наши специалисты в этой области опережают и Toshiba, имею в виду наших японских конкурентов, опережают американских конкурентов и французских. Работаем, кстати говоря, со многими из них в контакте.

На самом деле это большая единая семья, и географическое нахождение специалиста не так уж и важно для отрасли в целом. Для человека важно, потому что он не только находится в этой международной семье, но в данном случае он ещё и живёт в зоне своего родного языка, своей родной культуры. У него всегда есть чувство, что он принимает не только участие в огромном, важном деле мирового значения, он сам себя реализует и своей стране помогает реализоваться и идти дальше.

О беспилотниках

Т.Караханова: Меня зовут Тамилла, я приехала из города Боброва, это Воронежская область. Попала я сюда ещё в прошлом году, и так получилось, что выиграла грант на целевое обучение в Московском авиационном институте. Сейчас я поступила на первый курс.

В.Путин: Хочу на что обратить внимание? Нельзя сказать, что мы являемся лидерами по беспилотным аппаратам, а это одно из важнейших направлений, которое для нас важно везде: и в сфере экономики, и в сфере обеспечения обороноспособности страны. Многие страны имеют беспилотники,авиационные беспилотники, с достаточно большой нагрузкой. Мы пока такие только разрабатываем, а они очень важны.

Эти технологии важны для того, чтобы их использовать не только в авиационной сфере, но и на транспорте вообще. Ведь что такое беспилотник? Беспилотник – это не только самолёт и летательный аппарат, но это и автомобиль – тоже беспилотник. Это может быть и поезд. И всё что угодно может быть беспилотником. Это может быть танк, это может быть боевой самолёт, вертолёт.

Вообще, если прогнозировать всё, что я сейчас говорю, на область обороноспособности, то войны могут заканчиваться тогда, когда все беспилотники одной стороны будут уничтожены беспилотниками другой. Дальше воевать бессмысленно, дальше только можно сдаться в плен. Это только одно из направлений. А народнохозяйственное применение гораздо шире, гораздо интереснее.

В космосе у нас тоже сплошные беспилотники. Ведь полететь на Марс сегодня, специалисты, может быть, меня поправят, я уже об этом говорил, но говорил не со своих собственных слов, а со слов специалистов, полететь на Марс сегодня человеку достаточно сложно. Почему? Потому что клетка. Ведь полёт на Марс туда и обратно будет занимать не меньше полугода, а может быть, и больше.

Если прилететь на Марс и зарыться там внутрь, то можно просуществовать какое-то время, но надо ещё зарыться. На поверхности клетка просто умирает, она не доживёт, туда и обратно не долетит при сегодняшних технологиях и материалах. Кстати говоря, это ещё раз подтверждает важность направления тех наших присутствующих ребят, которые выбрали направление «современные материалы».

То есть беспилотники важны везде, сфера применения этих знаний, этих технологий безгранична. Нам ещё очень многое нужно сделать, для того чтобы совершенствовать нормативно-правовую базу для применения, если сейчас мы говорим о летательных аппаратах, но не только о летательных.

Скажем, беспилотный автомобильный транспорт сейчас только рассматривается в применении, в рамках какого-то предприятия в силу необходимости обеспечения безопасности. А дальше всё будет больше и больше. Это всё будет эффективнее и эффективнее.

В этом одно из существенных направлений увеличения конкурентоспособности российской экономики в целом. Я вас с этим выбором поздравляю.

Об аддитивных технологиях

М.Хайруллин: Здравствуйте. Меня зовут Хайруллин Мурат. Я выбрал «аддитивные технологии», поскольку считаю, что за ними будущее, но также в настоящем они могут нам помочь. К примеру, у меня есть идея по возобновляемым источникам энергии. И мне сейчас как школьнику очень просто создать какую-либо деталь. То есть я могу пойти в ЦМИТ [Центр молодёжного инновационного творчества], распечатать её и уже, возможно, использовать в прототипе.

В.Путин: Здорово. Вообще если говорить о когнитивных науках в целом, то это очень сложное, многогранное направление. Это как раз и есть та синергия, о которой я говорил. Но Вы наверняка это знаете, если решили себя этому посвятить. Это отчасти как раз и есть сочетание различных направлений.

Кто-то из ребят знает это, кто-то ещё не в курсе, наверняка узнает, и узнает больше, чем мы с вами, может быть. Это возможности мозга, возможности использования движения глаз для управления различными системами, возможности анализа того, как человек должен вести себя в экстремальных ситуациях, в том числе в космосе, практические рекомендации для наших космонавтов. Это, в конце концов, самые различные сферы применения: и медицина, и различные технологии. Это вообще безгранично, горизонта нет, не видно. Поэтому здорово, хороший выбор. Поздравляю.

О транспортной доступности

Из регионов первым на связь вышла Находка.

Ребята из Находки: С детства мне нравилось смотреть на карты, читать книжки, сказки про путешественников. Мой проект называется «Арктическая транспортная система – Северный морской путь». Гораздо проще будет, как мы все знаем, я житейским языком скажу, добраться до той же Москвы на самолёте, чем на поезде, быстрее это будет. Также и с этим проектом.

Гораздо быстрее будет добраться, к примеру, от Мурманска до Японии через моря Северного Ледовитого океана, чем через моря Атлантики и Тихого океана, но при этом нужно будет приложить немало усилий. Поэтому я заинтересован в этом, чтобы помочь стране в освоении новых земель.

В.Путин: Выбор у Вас очень интересный, правильный, очень перспективный. Действительно, Вы правы, время доставки грузов из Европы в Азию и обратно в разы меньше, чем традиционными путями – через Суэцкий канал, через Индийский океан. И сохранность грузов улучшается в этой связи.

Это становится, кстати говоря, международным проектом. Многие страны мира проявляют всё больший и больший интерес к Северному морскому пути, даже, казалось бы, далёкие от наших северов: это Китайская Народная Республика, Индия, Корея. Поэтому работа будет большая и очень интересная, тем более что она уже на марше.

Вы, видимо, обратили внимание на то, что Россия начала обустройство этих территорий, береговых комплексов для того, чтобы будущие пользователи этой транспортной артерии могли быть уверены в безопасности, могли быть уверены в том, что не наступит никаких тяжёлых экологических последствий при транспортировке различных грузов, в том числе углеводородного сырья.

Конечно, в этих условиях нужны новейшие технологии, причём практически во всех сферах, которые сопутствуют реализации этого проекта. Будет чем заняться, это интересная работа. Это здорово. Молодец.

Об искусственном интеллекте

Школьники из Улан-Удэ пришли на трансляцию с роботом.

Ребята из Улан-Удэ: Мы выбрали и продвигаем проект «Искусственный интеллект на базе НБИКС-технологий». Этот робот, я думаю, является небольшим шагом к искусственному интеллекту. Мы с моим другом Димой уже третий год собираем этого робота, он определяет уровень радиации в окружающей среде. Искусственный интеллект на базе НБИКС – это довольно хороший проект, который требует продвижения, это будущее России.

В.Путин: Искусственный интеллект – будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира.

И очень не хотелось бы, чтобы эта монополия была сосредоточена в чьих-то конкретных руках. Поэтому мы, если будем лидерами в этой сфере, также будем делиться этими технологиями со всем миром, как мы сегодня делимся атомными технологиями, ядерными технологиями.

Но чтобы не стоять в конце очереди, нужно над этим работать уже сегодня. И конечно, здорово, что есть молодые люди, ребята, которые проявляют к этому такой интерес. Удачи вам.

О космосе

Школьники из Рязани: Мы выбрали проект, связанный с исследованиями дальнего космоса, и на это у нас было две причины. Во-первых, нам это интересно, ведь мы, рязанцы, и наши земляки – это основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Фёдорович Уткин (это один из создателей ракетных комплексов «Мир» и «Буран»).

Мы с детства читали книги про различные космические полёты, межгалактические путешествия. Но важнее то, что за этим стоит будущее, исследования дальнего космоса – это следующий шаг, этап в развитии человечества, а для этого нужны принципиально новые технологии.

Считаю, что изобретение космического ядерного двигателя сравнимо с ключом к сокрытым тайнам Вселенной, будь то новый источник топлива или другие формы жизни. Владимир Владимирович, мы сделаем всё, чтобы Россия стала первой на пути развития исследований дальнего космоса.

В.Путин: Это очень интересное, перспективное направление работы и исследований. Кажется, что это очень далеко от практического применения, но всё, что кажется неприменимым на практике сегодня, рано или поздно становится предметом прикладной науки и техники и работает на благо людей.

Что касается дальнего космоса, то эти идеи в нашей стране вынашивались очень давно. Вы вспомнили о Циолковском, я вам скажу сейчас про Королёва. Если обратили внимание, в середине беседы я говорил о том, что многие считают, что клетка живой не долетит туда и обратно до Марса.

Королёв думал об этом и уже тогда предлагал такое решение, чтобы космонавты летели типа в водяной бочке. Окружающая космонавтов вода защищала бы их от воздействия жёсткой радиации. В дальнем космосе жёсткая радиация, она есть в ближнем космосе. Наша первая женщина-космонавт знает об этом хорошо.

В ближнем космосе достаточно жёсткая радиация, но всё-таки космонавты прикрыты полем Земли, а чуть подальше – уже всё.

Королёв вынашивал одну из идей. Одна из его идей заключалась в том, чтобы космонавты летели к удалённым планетам, окружённые водой. Вы понимаете, какого рода двигатели нужны для того, чтобы такие идеи реализовать?

То, о чём Вы сейчас сказали: ядерный двигатель, космический. Может быть, с его помощью мы будем способны сделать шаг к этой, безусловно, очень интересной мечте человечества. Я желаю Вам успехов. Это здорово.

О сетях 5G

Школьники из Севастополя: Я вещаю из города-героя Севастополя и хочу предложить Вам свой проект. Я уже проголосовал за введение [сотовых] сетей пятого поколения. Одна из причин – это то, что я хочу связать свою жизнь с IT, разрабатывать инновационные приложения, а другая – это то, что благодаря этой технологии дополненная реальность станет действительностью, а беспилотный транспорт – обыденностью.

Для бизнеса это означает мгновенный доступ к любой информации, что позволит ввести в нашу жизнь роботов. Последует бум в развитии электронной коммерции, что создаст дополнительные рабочие места молодому поколению.

В.Путин: Выбор, безусловно, очень интересный, перспективный. Маленькая ремарка по поводу новых рабочих мест. С одной стороны, технологии подобного рода будут создавать новые рабочие места, но они же будут и высвобождать огромное количество работников. И все мы с вами вместе заранее должны подумать: а где эти люди будут работать, как их переподготовить, в какие сферы направить? Это чрезвычайно важная социально-экономическая задача, перед которой будет стоять страна при реализации, а это неизбежно, планов, о которых Вы говорите. Ну и, наконец, я уверен, что мы, действуя солидарно, сможем добиться нужного нам эффекта.

О самолётостроении

Школьники из города Гурьевск, Калининградская область: Меня зовут Горобец Сергей. Я очень заинтересован проблематикой создания нового семейства ближне- и среднемагистральных самолётов МС-21. На данный момент проект проходит государственные испытания.

Считаю, что данный проект современного отечественного самолёта можно улучшить, оснастив его двигателем с альтернативным видом топлива. Я

подразумеваю в качестве альтернативного вида топлива сжиженный природный газ и жидкий водород. При использовании данного вида топлива повышается эксплуатационная эффективность самолёта и уменьшается выброс вредных веществ в атмосферу.

У меня имеется электронная модель данного двигателя, которую я бы хотел продемонстрировать специалистам из Объединённой двигателестроительной корпорации и Объединённой авиастроительной корпорации.

В.Путин: Авиация для страны, самой большой в мире страны по территории, – а Россия является самой большой в мире страной по территории, безусловно, – является одним из приоритетов, безусловных приоритетов. Это региональные самолёты, региональная авиация, это среднемагистральные самолёты, о котором Вы сейчас сказали, МС-21, это и широкофюзеляжные самолёты, это вообще и ракетная техника, кстати говоря, сверхзвуковые самолёты. Об этом мы тоже должны думать, никогда об этом не забывать. Ведь важно высокоскоростное железнодорожное движение, важно развивать автомобильную сеть – и то и другое абсолютно точно востребовано для нашей страны.

Смотрите, если использовать пассажирское (я очень осторожно скажу, тем не менее это реалия, это можно сделать уже сегодня, вопрос только в экономике этих проектов) движение в самолётокосмической технике, то из Калининграда, где вы находитесь (рядом с Калининградом), до Владивостока нужно будет лететь не 9–12 часов, а минут 20. Всё – вышли в космос, пролетели и сели. Полчаса, представляете? Что такое для страны с такой территорией, как Российская Федерация?

МС-21, конечно, может летать и на современном топливе. То, что я говорю, не пустая фантазия, но пока это ещё мечта, но реализуемая вполне мечта.

А что такое МС-21? Это действительно хороший, уверен, конкурентоспособный самолёт сегодня. Но этого нам не достаточно. Мы ведь почему начали делать МС-21? Потому что мы создали новый двигатель ПД-14. Это первый двигатель, который наша страна, к сожалению, создала за последние 29 лет. Этот двигатель дал нам возможность и новый самолёт сделать с современной авионикой, в цифре его сделать целиком. Но это не значит, что мы не должны делать, несмотря на всю конкуренцию на этом рынке широкофюзеляжных самолётов.

Мы точно сделаем новый двигатель с тягой не 14–15 тонн, а 30–35 тонн. Люди, которые занимаются двигателестроением, не просто думают над этим,а работают над реализацией этого нового проекта. Будем делать или самостоятельно, или в кооперации с нашими партнёрами из других стран, в том числе, скажем, с Китайской Народной Республикой. Если нет, сделаем самостоятельно. Просто подумайте над этим и вы, и те, кто интересуется авиацией в целом, имейте в виду, что у нас большие планы. Выбор замечательный.

О телемедицине

Никита Козлов из Калининграда: Мои родители все врачи в нескольких поколениях. Сам я занимаюсь информационными технологиями, а именно мобильной разработкой. Голосую я за проект «Внедрение телемедицинских технологий» и также включаю обработку больших данных. Общаясь с родителями, я знаю несколько важных перспектив для развития российской медицины и считаю, что одной из наиболее важных является создание нейросетей, которые позволят нам спроектировать новые собственные алгоритмы принятия врачебных решений, тем самым повысив качество оказания медицинских услуг в России. Также все эти алгоритмы станут весомыми помощниками врачей в нашей стране, то есть при лечении пациентов и при профилактике заболеваний.

В.Путин: Хочу сказать спасибо Вашим родителям. Знаете, почему? Они смогли увлечь Вас тем делом, которым занимаются сами. Так не всегда бывает. Но в Вашем случае, в случае Вашей семьи, случается, по-моему, именно это, и это очень здорово: они своим примером Вас увлекли. И выбор Ваш очень интересный.

Я много раз уже об этом говорил, об этом говорят специалисты в области организации здравоохранения. Информационные технологии в этой сфере, а это одна из важнейших сфер, – один из наших безусловных приоритетов. Наряду с образованием медицина, здравоохранение уже стали ощутимыми и реальными факторами экономического прогресса любой страны, именно экономического прогресса. Потому что только здоровый человек может двигать экономику, социальную сферу, культуру, науку, образование. Поэтому, безусловно, это материализовалось уже в экономическую субстанцию.

Что касается информационных технологий в медицине. Они чрезвычайно важны и для того, о чём Вы сейчас сказали, а именно: для того, чтобы упростить работу врачей, чтобы сделать её более эффективной по отношению к пациентам, и для того, чтобы специалисты могли между собой

эффективно общаться. Опять же применительно к огромной территории нашей страны это очень важно, потому что с помощью телемедицины можно давать своевременные консультации. Это уже развивается, развивается достаточно активно и быстро и даёт колоссальный эффект.

Я уже не говорю по времени: у нас задача в ближайшие пять-шесть лет сделать так, чтобы количество времени, проведённое пациентами в очередях и за различными справками, сократилось в три раза, а количество времени, которое врач уделяет пациенту, увеличилось тоже где-то около трёх раз. Тогда, я думаю, эффект будет очень заметен для каждого конкретного человека. А если иметь в виду то, что я сказал вначале, то это материализуется в полномасштабное влияние на развитие и укрепление страны в целом.

У школьников оставалось еще много вопросов к президенту. Но урок идёт 45 минут, поэтому разговор пришлось завершить. На второй онлайн-урок пришли руководители крупных российских компаний.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!