Чем запомнился юбилейный «ИКаР»

08.05.2024

Робошахтеры и робопогрузчики, автоматизированные лесорубы и линии фасовки готовой продукции, электронный аниматор для поездов дальнего следования и пиццерия будущего, где работают робоповара и робоофицианты…. В Челябинске прошел юбилейный Х-й финал Всероссийского профориентационного конкурса «Инженерные кадры России». Организатором соревнований выступили Ассоциация работников и организаций технического творчества (РАОР) и Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники РАОР.

На конкурс приехало более 650 детей из 53 регионов России и Беларуси. Юные изобретатели и рационализаторы презентовали экспертному жюри свои технические идеи и решения. Почему соревнования было решено провести в столице Южного Урала? Потому что идея конкурса зародилась в Челябинской области.

«Десять лет назад впервые был проведен конкурс, — поясняет президент Ассоциации работников и организаций технического творчества (РАОР). Владислав Халамов. — Тогда ребята не просто соревновались, чей робот быстрее, а соревновались, чей робот лучше выполнит техническое задание своего предприятия. Вот так появилась идея реализации проекта «Инженерные кадры России».

Однако «ИКаР» – это не просто соревнования по робототехнике. Это стартовая площадка для начинающих конструкторов и инженеров. Каждый конкурсный проект представляет собой полноценное и функциональное решение, созданное по техническому заданию компаний-партнеров. Как у тех команд, которые не первый раз участвуют в соревнованиях, так и у тех, кто только делает свои первые робкие шаги на этом пути.

Так, Александр Трухачев и Владимир Овчинников из Новосибирска привезли на конкурс проект «Автономный источник питания для электроинструмента». Изделие было принято компанией ООО «Электра» в опытную эксплуатацию в качестве прибора, устанавливаемого на особо ответственных участках электротехнических работ.

Анастасия Дворцова, Полина Перегудова и Татьяна Лазарева из Сатки представили жюри проект «Архивариус», выполненный совместно со специалистами музея «Магнезит». Приложение помогает формировать цифровой архив музея и включает данные о 425 экспонатах. Игорь Капитанов и Дарья Вершинина из Оленегорска создали робота-педагога дополнительного образования, который обучает детей английскому языку и проводит физкультминутки, сопровождая их английскими фразами.

Конкурс не только интересен и увлекателен для ребят. Он играет огромную роль в ранней профориентации школьников. Во время подготовки к соревнованиям ребята знакомятся с работой предприятий, оборудованием, технологическими процессами и сотрудниками заводских коллективов. Получают техническое задание, по которому проектируют и создают своих собственных роботов, конструируют и программируют целые цепочки производственных линий, заменяя железными механизмами операции, требующие непосредственного участия человека.

Ученики челябинского лицея № 82 и НТЦ «Приводная техника» представили на суд жюри модульный мини-компьютер «Линкер». Чудо техники может работать без монитора, выводя всю необходимую информацию на пол, стену или любую другую поверхность, а также играть роль модема. Команда МАУ «Дом детства и юношества» г. Корсакова создала прототип самоходного робота-кормораздатчика, который смешивает два вида корма в определенной пропорции и раздает кормовую смесь в двух направлениях каждой корове.

На сегодняшний день профориентационное движение «ИКаР» охватывает свыше 9 000 юных инженеров и робототехников более чем в 60 регионах страны. За 10 лет к программе присоединилось более 700 предприятий-партнеров, среди них такие крупные корпорации, как Газпром, РЖД, «Вертолеты России», «Ай-Си-Эл Техно», Почта России, РФЯЦ-ВНИИЭФ, Росатом и многие другие. И это не случайно.

Задача конкурса – гораздо шире демонстрации проектов. Соревнования должны помочь промышленному сектору экономики решить проблему нехватки квалифицированных инженерных кадров. Ведь ребята, которые со школьной скамьи разрабатывают проекты для предприятий региона, с высокой долей вероятности продолжат и дальше работать на благо родного региона и предприятия.

Именно посещение золотодобывающего предприятия АО Рудник «Каральвеем» натолкнуло воспитанников Центра цифрового образования «IT-куб» из Билибино на мысль автоматизировать процессы погрузки, разгрузки и доставки горной породы до дробилки. А изучение истории хлопчатобумажного комбината ООО «СТК Производственная компания» из г. Ярцево подсказало юным инженерам из школы № 10 имени Героя Советского Союза А.Т. Алтунина идею смоделировать автоматизированный участок ткацкого производства.

В Челябинске предприятия пошли еще дальше. Система автоматического пожаротушения, которую разработали ученики 120-го челябинского технического лицея, уже прошла испытания на Кузнечно-прессовом заводе. Искусственный интеллект не только самостоятельно обнаруживает очаг возгорания на производстве. Он определяет, что горит и выбирает способ тушения.

А еще с 2019 года «ИКаР» включен в федеральный перечень интеллектуальных и творческих конкурсов Минпросвещения РФ, что дает абитуриентам возможность получать дополнительные баллы к ЕГЭ в ряде вузов России.

«Каждый шаг в рамках соревнований «ИКаР» открывает перед детьми и предприятиями новые возможности, способствуя формированию будущих специалистов-инноваторов. У юных инженеров, принимающих вызов «ИКаРа», появляются дополнительные шансы на поступление в престижные учебные заведения, ведь победители финальных испытаний смогут получить ценные баллы к ЕГЭ в ряде вузов страны. Таким образом «ИКаР» становится не только площадкой для творчества и развития, но и ключом к успешному карьерному старту», – считает Владислав Халамов.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!