20.05.2019
Совсем недавно Дмитрию Евгеньевичу Фомину, инженеру-конструктору с 20-летним стажем, сертифицированному эксперту программы JuniorSkills по мобильной робототехнике и почетному судье Всероссийских соревнований «Инженерные кадры России» исполнилось 70 лет. Можно ли воспитать инженера, какими качествами должен он обладать и что ждет робототехнические соревнования – об этом и многом другом наш сегодняшний разговор с юбиляром.
Впервые с Дмитрием Евгеньевичем мы встретились в Москве на Всероссийском технологическом фестивале Робофест-2014. На тот момент этот невысокий седой мужчина с необычайно добрым и теплым взглядом только начинал заниматься спортивной робототехникой. Спустя пять лет он достиг того, чего другие добиваются десятилетиями. За плечами Дмитрия Евгеньевича несколько методических пособий по мобильной робототехнике, воспитание серебряных призеров мирового первенства по JuniorSkills-2017, судейство престижных соревнований JuniorSkills и «ИКаР».
О пути в робототехнику
Про таких, как Дмитрий Евгеньевич, говорят – возраст не помеха. По образованию наш герой – инженер-конструктор. Приобретенные в институте знания будущий тренер применял везде, куда бы его ни бросала судьба. За годы службы в армии проектировал сооружения под полигон, на гражданке занимался разработкой проектов по автоматизации станков и автоматических линий для комсомольско-молодежной стройки КАМАЗ в Набережных Челнах.
И даже во время занятий сельским хозяйством, когда большинство конструкторских бюро было закрыто, а инженеров буквально выгнали на улицу, Дмитрий не оставил изобретательскую деятельность. В собственном агрокомплексе по разведению кроликов он разработал автоматическую систему питания, благодаря которой за 120 дней животные набирали до 2 кг живого веса.
В роботототехнику Дмитрий Евгеньевич пришел случайно, как говорит сам юбиляр – «звезды сошлись». И удачно. Спустя три месяца занятий его подопечные стали победителями регионального этапа Всероссийской робототехнической олимпиады и серебряными призерами России (2014 г.). Затем успешное участие в различных чемпионатах и конкурсах. В том числе победа в национальном турнире JuniorSkillsпо мобильной робототехнике и второе место в мировом первенстве в Абу-Даби (2017 г.).
Сейчас тренер и судья работает с командой ребят в Образовательном центре «Сириус» (Сочи).
О хобби
Так получилось, что свое детское увлечение Дмитрий Евгеньевич пронес через всю жизнь. Совершив десятилетним мальчишкой первое многодневное путешествие, он влюбился в романтику походной жизни, жажду открытий, новые места и смену впечатлений. Одно время Дмитрий даже был председателем городского туристского клуба, который занимался подготовкой кадров. Вместе с ребятами проводил школы, слеты и соревнования по всем видам туризма – лыжному, пешеходному, водному, горному, велосипедному, совершали сложные походы в малоизученные районы страны.
– Представьте, что у вас нет мобильного телефона и рации, – вспоминает Дмитрий Евгеньевич. – Нет навигатора, практически нет карт местности, а только рисунок (кроки) с тонкими линиями рек, более толстыми хребтов, где крестами указаны перевалы. Протяженность маршрута – 300 км, время в пути – 24 дня, максимальный состав группы – не больше 8. В зависимости от региона, это может быть безводная пустыня, болотистая тайга, горы с ледово-снежными вершинами, перевалами и склонами, горными речками и т.д. Все снаряжение, продукты, горючее, порой воду приходится нести на себе. Стартовый вес рюкзаков достигал 30 кг для женщин и до 40 кг для мужчин.
На базе ребят из спортивного туризма, умеющих проводить спасательные работы в сложных метеоусловиях зародилась служба МЧС России.
О робототехнике
По мнению Дмитрия Евгеньевича, самое трудное для детей сегодня – это думать. В школе ребятам дают базовые данные, но не учат, как ими пользоваться:
– Школа воспитывает будущих потребителей. Вы посмотрите школьную программу: она учит запоминать. Не анализировать, не импровизировать – а только запоминать. Что такое ЕГЭ – вопросы, на которые есть правильные ответы. Память хорошая – запомнил, сдал ЕГЭ, память плохая – не сдал. Детей учат быть потребителями, никто не учит их быть созидателями. А робототехника – наука прикладная. Учит думать совершенно по-другому, применять полученные знания в реальной жизни.
О допобразовании и инженерном мышлении
Беда современной системы образования, в том числе и дополнительного, – излишняя комерциализация. Пока мама платит, ребенок ходит, преподаватель с ним занимается, порой, совершенно не учитывая интересы самого ребенка. Результат весьма печальный: для педагогов норма, когда больше половины набранных детей отсеиваются в течение первого года обучения. А должно быть по-другому, считает Дмитрий Евгеньевич:
– При первом знакомстве с детьми, я всегда задаю один вопрос: «Вы ко мне пришли, потому что мама с папой направили?». Если да, то я предлагаю позаниматься недельку на каникулах. За это время я даю краткий курс робототехники, и ребенок понимает, интересно это ему или нет. Если да, то он приходит ко мне. А так получается: он пришел, ему не интересно, я не получаю никакого удовлетворения. К тому же он занимает место другого ребенка, который «горит» робототехникой, но вовремя не успел подать заявку.
Другой крен современной системы допобразования – это ставка на одаренных и талантливых детей.
– Одному человеку дан абсолютный слух, другому – нет. И как ты тут не бейся, абсолютного слуха не получишь. Да, он сможет хорошо играть и даже отлично, но он не будет виртуозом. То же самое и в робототехнике. В свое время из целого потока института я отбирал всего двух студентов в конструктора. Это сложная работа, из любого ребенка конструктор не выйдет – нужно инженерное мышление.
Вот и получается – работают либо с талантливыми, либо с теми, кто больше платит, не замечая самых обыкновенных ребят. Что в корне не верно.
– При работе с детьми должен быть иной подход, – считает Дмитрий Евгеньевич. – Есть «пофигисты», а есть и те, у кого глазенки горят. Работать надо с теми, у кого глазенки горят, из них может получиться толк. Своим ребятам я всегда говорю: «Читайте положение, фантазируйте, предлагайте идеи. Я за вас ничего делать не буду». Как только я почувствовал, что у ребенка мысль пошла, я буду ее развивать вместе с ним. Если не почувствовал, пройду мимо – он мне не интересен. Ребенок должен быть полностью погружен и увлечен робототехникой!
О соревнованиях
По мнению Дмитрия Евгеньевича, будущее соревнований за инженерной робототехникой.
– В 90-е годы в стране полностью уничтожили конструкторские службы, заводы остановили, а инженеров буквально выгнали на улицу. Те люди, которые выпускали лучшие конкурентоспособные вещи, оказались на улице. А для будущего развития страны нужны инженеры. Не нужны мальчишки, которые в игрушки играют, нужны инженеры, которые реально понимают, что и как надо делать. А это – прерогатива инженерной робототехники.
Нет, соревновательная робототехника также развивает инженерное мышление. Например, «Робокарусель», где нужно проехать с максимальной скоростью по какой-то траектории. Но это начальный уровень, игра. А в инженерной робототехнике игра тесным образом связана с производством. Взять хотя бы всероссийские соревнования «ИКаР».
Пожелаем нашему юбиляру еще больше творческих идей и удачных решений!
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!