Границы размылись. Эксперты ММСО-2019 о том, что такое «кружок» сегодня

14.04.2019

Границы размылись. Эксперты ММСО-2019 о том, что такое «кружок» сегодня

Дополнительное образование детей находится в режиме постоянной трансформации. Появляются новые направления и формы, новые форматы и вызовы. Изменения касаются также и самих определений, используемых в данном секторе.

Эксперты ММСО-2019 в рамках обсуждения неформального технологического образования школьников в России дали ответ: что же такое «кружок» сегодня?

Алексей Федосеев, президент Ассоциации участников технологических кружков, руководитель направления юниоров, Молодые профессионалы («Ворлдскиллс Россия»): Мне кажется, здесь два базовых определения. Кружок как предприятие, когда мы считаем коммерческие кружки, куда можно записаться – это одно. Второе определение принципиально другое – оно связано с неформальной средой, кружок как связность. Например, у меня есть друг – сумасшедший электронщик, я хожу к нему в гости паять платы, и вот уже возникает некая среда, в которой я учусь, делаю свои проекты. Это очень тонкие материи… То есть я считаю себя частью этого кружка, наверно ей и являюсь.

Наталья Бадоля, руководитель технопарка УГНТУ: В 2015 году мы начинали с самого стереотипного понимания «кружка». Это была маленькая комнатка на затворках университета, там был преподаватель, были дети с ближайших школ – это один формат кружка, из которого родился другой. Мы в нашем центре молодёжного творчества (большая лаборатория-аудитория) принципиально не проводим занятия отдельно друг от друга. То есть у нас все находятся вместе. Школьники проходят какое-то занятие, здесь же продолжают свою работу аспиранты, здесь же занимаются студенты. Мы зонировали площадь таким образом, чтобы никто никому не мешал, но они находятся вместе, и во время занятий происходит постоянное перемещение. Да, педагоги сначала возмущались, что им неудобно. Но потом мы все привыкли и поняли, что пользы и интереса гораздо больше, сохраняется вот этот дух кружка, дух обсуждений.

Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы, Институт образования НИУ ВШЭ: Я бы не рискнул говорить о границах кружков, я считаю, что для нас действительно следующим шагом исследования была бы попытка использовать другие инструменты, другие способы работы с данными, анализ данных в сетях – фактически следы представления о том, как самоопределяются, идентифицируются дети.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования, НИУ ВШЭ: Существует огромный спектр активностей, которые сегодня являются образовательными, которые такими мы не видим. И с этим полем пока не очень хорошо люди разбираются.

Андрей Андрюшков, канд. полит. наук, научный руководитель инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ: У меня ответа нет. Это хорошая задачка, надо её решить.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!