07.06.2019
По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии. Каждый год их число растет на 3-5 %.
Выделяют несколько основных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ): с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие), зрения (слепые, слабовидящие), с нарушением речи (логопаты) и опорно-двигательного аппарата, а также с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра. В группу детей с ОВЗ входят и инвалиды: на апрель 2019 года их было свыше 670 тысяч. Обеспечение особенным малышам адекватных условий для получения качественного образования, развития и самореализации – одно из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации.
Значительные возможности для инклюзивного образования заложены в техническом творчестве, в том числе в конструировании и робототехнике:
С помощью технического творчества можно решать множество задач освоения образовательных программ, социализации, профориентации. А главное – детям нравятся эти занятия, они чувствуют себя более успешным, значимыми, начинают верить в свои силы.
Сегодня по всей стране начинают появляться центры, где с детьми с ОВЗ занимаются техническим творчеством и робототехникой. Однако предстоит решить еще множество задач, в том числе участие детей с ОВЗ на соревнования различного масштаба. Ведь зачастую такие дети не могут конкурировать на равных со здоровыми сверстниками, а у многих нет даже возможности присутствовать на соревнованиях (находятся на длительном лечении, проблемы опорно-двигательного аппарата и т.д.).
На выручку приходит «ИКаРёнок без границ» – единственный в стране дистанционный конкурс для детей с ОВЗ, который проводится в рамках Всероссийского робототехнического форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок». В нем могут попробовать свои силы дети от 5 до 10 лет. Не важно, какой у ребенка диагноз и где вы находитесь (мегаполис или небольшая деревня), шанс на победу есть у каждого. Кроме того предусмотрены специальные номинации для педагогов. Именно благодаря их знаниям и горячим сердцам, многие дети преодолевают свои недуги и учатся быть социально активными и творческими членами общества. Конкурс помогает воспитателям, учителям обмениваться своим опытом, интересными находками, находить единомышленников. Ежегодно мероприятие собирает свыше 200 ребят и педагогов из самых разных уголков нашей страны: от Калининграда до Сахалина, от Крыма до Мурманска.
Подготовка и участие в конкурсе – это прекрасная возможность сделать коррекционный и педагогический процесс увлекательным и интересным, открыть детям огромный мир технического творчества. Дети проектируют и собирают придуманные ими устройства, учатся программировать. А еще незаметно для себя развивают так называемые «навыки XXI века» (умение работать в команде, коммуникативные навыки, креативность, аналитическое мышление и др.), которые обязательно им потом пригодятся.
Все вместе (организаторы, педагоги, родители) мы помогаем детям не только почувствовать себя маленькими инженерами, изобретателями и воплотить свои идеи в реальность, но и делаем их счастливее. Мы учим их быть «инженерами» своего будущего!
Александра Лапушкина
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!