22.09.2016
Ершов Александр Юрьевич, педагог дополнительного образования МАУДО ЦДО, город Сухой Лог, Свердловская область
Одной из форм современной инновационной деятельности педагога дополнительного образования является проектная, исследовательская деятельность, которая требует к своей организации зачастую чересчур формальный подход. При этом регламентируется строгая постановка цели, задач и планируемого результата в соответствии с выбранной тематикой проекта или исследования. Но очень часто остается нераскрытым вопрос о принадлежности цели – кто ее себе ставит: педагог или учащиеся, привлекаемые к реализации данного проекта.
Чтобы избежать подобного недоразумения рекомендуется использовать в своей практической деятельности такой инновационный прием работы как формирование у учащихся проблемной ситуации. На начальном этапе разработки проекта его цель намеренно не формулируется, а проговаривается лишь вопрос, направленность, связанные с предстоящей работой, и учащиеся самостоятельно осмысливают ситуацию, обсуждают сопутствующие идеи и приходят к некоему общему мнению, характеризующему путь решения проблемы. При этом формальный подход к дальнейшей работе предполагает в наличии две цели – одну педагогическую и одну цель деятельности учащихся. Это способствует более продуктивному анализу успешной работы над проектом или исследованием.
Метод постановки проблемной ситуации с успехом может применяться в других формах и видах педагогической работы, независимо от направленности объединения, состава и возраста учащихся.
Другой формой инновационной деятельности следует считать практическую работу педагога по реализации основных принципов организации деятельности учащихся наших объединений дополнительного образования:
Данные принципы отлично реализуются путем применения в практической деятельности так называемого метода 4С (FourCs: Connect-Construct-Contemplate-Continue):
Аналогично постановке проблемной ситуации (и тем более при совместном использовании) данный инновационный метод позволяет качественно совместить процесс изучения теоретической части занятия с практической деятельностью учащихся, данные виды деятельности «сливаются» в единый творческий процесс, вовлекая учащихся в занимательную, увлекательную работу.
Очень часто учащиеся, вовлеченные в исследовательскую деятельность, воспринимают весь процесс работы над проектом в виде игры, занимательного творчества. Осознание прикосновения к серьезной научной деятельности у юных «инженеров» наступает лишь на этапе рефлексии, обсуждении достигнутых результатов, которое возвращает их к изначально поставленной цели, позволяет посмотреть со стороны на всю проделанную работу в целом.
Третьим инновационным методом, которым я хотел бы поделиться, является форма именно анализа собственных промежуточных результатов деятельности учащихся, называемая «3-2-1».
При обсуждении учащиеся выделяют три положительные и две отрицательные черты, особенности, способности. В качестве подведения итогов в целом выдвигается предположение об одном направлении своей дальнейшей деятельности. Метод отлично работает как для повышения самооценки учащихся, так и для воспитания навыков групповой работы, для умения планировать дальнейшее самообразование.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!