Как организовать занятия по робототехнике в школе «с нуля»?

28.08.2024

Своим опытом работы на примере трех абсолютно разных школ, физико-математического лицея, общеобразовательной и частной школ поделился Виктор Филиппов, учитель информатики ГАОУ МО Балашихинский Лицей. Вопрос он рассматривает с двух точек зрения. С точки зрения администрации, которая по тем или иным причинам решила ввести курс робототехники, и с точки зрения обычного учителя, который решил начать вести робототехнику в школе, где раньше о ней ничего и не слышали, а сам он обладает только начальными знаниями в этой области.

Администрация vs педагог

Какая польза администрации ввести новый предмет? Престиж для школы, лишние баллы для входа в зеленую зону, возможность представить интересные работы школьников на различных очных мероприятиях, реклама для родителей и иные очевидные прагматичные интересы. Если говорить простым языков, это рейтинг! Минусы очевидны — материальные затраты.

Для учителя-предметника, который вдруг решил вести робототехнику, также есть очевидные плюсы. Овладение новыми знаниями, повышение своей ценности на рынке труда, возможность подработок в других местах. Но есть и неочевидная проблема. Робототехника должна нравиться, уроки нужно проводить с удовольствием! Или, в противном случае, придется очень технологично вести занятия, не раздражаясь, не засыпая на уроках, без постоянной мысли, сколько это принесет денег. Так что если вам робототехника противна, то дальше лучше не читать, все равно ничего не получится. Понятно, что интересы администрации и учителя здесь не всегда совпадают, но компромисс найти можно.

Формы проведения занятий

На мой взгляд, есть четыре варианта ведения робототехники:

  • Платные дополнительные услуги
  • Внеурочная деятельность
  • Модуль «Робототехника» в предмете «Технология»
  • Проектная деятельность учащихся, в том числе метапредметные проекты

В идеале нужно распределить занятия равномерно по всем пунктам, без перекосов в ту или иную сторону. Это важно, потому что, например, если сильно уменьшится количество детей, которые ходят на платные занятия, то внеурочка, технология и проекты останутся, и направление робототехники не закроется полностью.

Начальная школа

Во всех случаях лучше начинать с начальной школы и только при успешной работе продвигаться дальше. Началка — самое благодатное поле для робототехники.

Начнем с общеобразовательной школы. Очевидная проблема – наличие конструкторов. Несколько лет назад пройдя по кабинетам начальной школы, я собрал вместе все конструкторы Lego Wedo 1.0 и диски с программами и методическим сопровождением, которые школа получила очень давно по какой-то федеральной программе. Получился целый класс робототехники! Проведение уроков в начальной школе показало, что дети с интересом занимаются с таким, казалось бы, устаревшим набором. Занятия велись в рамках внеурочной деятельности. Дети работали парами.

В частной школе закупили китайский клон Lego Wedo 2.0 и на нем проводили занятия. Интересно, что в частной школе дети занимались с удовольствием, и занятия продолжились на следующий год почти в полном составе. И это те ребята, у которых наборов Лего дома огромное количество. Дети работали и парами, и по одному.

В физмат лицее уже, наверное, лет десять мы работаем на оригинальном купленном Lego Wedo 2.0. Есть ещё набор Лего Spike Prime. Он уже давно не продается официально, но если вдруг у кого есть, то это отличный вариант для начальной школы, особенно, 3-4 классы. Программируются роботы на Скретч, освоить и вести занятия вполне может учитель начальной школы.

Где взять учителей робототехники? Самый идеальный вариант — обучить своих учителей начальной школы. Большинство будет всячески противиться этому, но заставлять категорически нельзя.

В общеобразовательной школе нашелся один молодой учитель, который в техникуме изучал этот конструктор, также согласился и информатик, в частной школе желающих оказалось трое — учитель начальных классов, физик и информатик. В физмат лицее — учитель началки, только что из техникума, и инженер, который разобрался во всем сам. После того, как учителя посмотрели два мои урока, они смогли вести сами. Все поурочные планы, а точнее схемы сборки моделей они получили.

В принципе, учитель начальных классов, который захочет вести робототехнику в состоянии обучиться сам. Естественно, если у него есть конструктор. Собрать самому несколько моделей по инструкции — и можно вести уроки. Информации в интернете огромное количество. Никаких проблем с уроками в началке не было, все новые учителя стали полностью автономными и примерно через триместр перестали вообще ко мне обращаться.

Средняя школа

Здесь все гораздо сложнее. Проблемы в том, что конструкторы очень дорогие, во всех школах они разные, обучить можно только учителей технарей, а интерес детей постоянно меняется: от максимального увлечения до полного равнодушия. Самое простое и очевидное решение при наличии конструкторов и учителя — ввести модуль «Робототехника» в предмет «Технология» в 5-7 классах.

У меня в физмат лицее так и реализован этот модуль в технологии. Дети с большим интересом занимаются с конструктором Lego Ev3. Проблема в том, что этот конструктор больше не продается, цена очень высокая и, увы, приходится искать другой выход. Учителю достаточно просто освоить этот набор и вести занятия: намного проще чем Ардуино, в том числе и методически.

Частично можно увидеть выход в Ардуино. Но он будет интересен техническим детям и вряд ли заинтересует гуманитариев. Кроме того, далеко не всякий учитель сможет выучить эту систему. Есть ещё необычные робототехнические конструкторы, которые совмещают одновременно принципы Лего и Ардуино. Например, R:ED, наша отечественная разработка. Будут ли централизованные поставки такой техники, время покажет. Но задумка очень интересная.

С платными занятиями в средней школе обычно все не так просто, как в начальной. Дети подрастают и или сильно перегружены учебой, или им просто становится неинтересно. Тем более если есть модуль «Робототехника» в «Технологии».

Старшая школа

В основном занятия по робототехнике в 9 и 10 классах идут как внеурочка в рамках проектной деятельности. В выпускных классах в Московской области сейчас обязательно защищать проект. Многие дети выбирают проект по информатике. Обычно это Ардуино, реже Лего, из которого они уже вырастают. Проекты дети делают в рамках внеурочной деятельности, и наборы роботов здесь оказываются очень кстати.

В частной школе для таких целей было закуплено несколько наборов Лего ev3 и Ардуино, как раз для того, чтобы дети могли делать проекты технической направленности. В общеобразовательной школе дети иногда сами покупают набор Ардуино (цена его вполне разумна) и делают проект, который потом остаётся у них. Впрочем, так у меня в этом году поступили и лицейские дети. Также можно использовать НикиРобот. Очень интересный набор, который совмещает в себе Лего и Ардуино.

Подводя итоги

Ну а если в школе нет никаких робототехнических наборов, то, наверное, нужно собираться всем заинтересованным лицам: завучу, информатику и учителям, которые хотят вести робототехнику. И вместе принимать решение, в каких классах вести роботов, на каких конструкторах и как встроить это все в учебный план. Рекомендую начинать с начальных классов. Обязательно ориентируйтесь на требования своих образовательных учреждений.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!