Как сделать преподавателя робототехники «с нуля» из любого учителя?

25.08.2024

«Элементарно! — считает Виктор Филиппов, учитель информатики ГАОУ МО Балашихинский Лицей. — Папе Карло, когда он делал Буратино, было намного сложнее». В небольшой заметке Виктор Германович рассказывает, почему.

Про мотивацию

Первое, и самое важное, это внутренняя мотивация! Педагог должен сам захотеть научиться вести робототехнику или, если это завуч, найти такого человека, который захочет вести этот курс. Из-под палки ничего не получится, можно даже не проверять, так все уже проверено на сотни раз.

Людей, желающих вести робототехнику, увы, очень немного. Мало кто захочет взять новое направление. Отчасти это понятно. Толковый и умный учитель-предметник будет развиваться в своем направлении, готовить детей к экзаменам и олимпиадам по своему профилю. Ему экономически невыгодно брать новый предмет. Но в этом есть огромный плюс для тех, кто хочет вести робототехнику, но почему-то опасается. Смею заверить, конкурентов в этом направлении не так много!

Последние пару лет мне приходилось искать педагогов, желающих вести курсы по робототехнике Wedo 2.0 и Spike Prime. Сначала я обходил учителей начальной школы. Уговаривал грамотно и профессионально, рисовал все перспективы данного направления. В своем лицее обошел всех! Согласилась только одна! Молодой специалист только пришла работать учителем начальных классов. Один сдвоенный урок она смотрела, как я даю материал, следующий вела сама. А дальше все — я стал не нужен!

Почему так получилось? Может, она оказалась сильна в робототехнике? Ответ очень прост! Первое, и самое главное, она профессиональный педагог! Все те умения и навыки, которые она использовала при проведении обычных уроков, она легко применила в робототехнике. Очень важно, что молодая коллега согласилась сама, и ей действительно понравилось это направление.

А откуда она узнала теорию по Робототехнике, схемы сборки, алгоритмику и программирование? Этот материал для проведения уроков молодая учительница получила от меня. Зная методику преподавания и имея такую подробную информацию, она провела уроки абсолютно без проблем.

Про доступность

Почему-то считается, что робототехника — это какой-то необыкновенный предмет, а учителя должны обладать практически неограниченными знаниями во всех областях техники, электроники и программирования. На самом деле — это миф! Кто автор этого мифа? Сами робототехники или просто далекие от техники люди, я не знаю. По сравнению с любым школьным предметом робототехника проще в десятки раз! Именно, школьная, а не вузовская!

Если даже дети из начальной школы собирают и программируют модели роботов, то неужели профессиональный учитель не соберёт и не запрограммирует? А когда соберёт сам, то научит собирать других!

Раньше робототехника могла при желании изучаться в курсе информатики в разделах «Моделирование» и «Программирование». Конструкторов было немного, и они были редкостью. Сейчас разнообразие робототехнических конструкторов позволило выделить этот раздел из информатики в отдельный предмет. Естественно, мода, новизна и желание заработать позволили школьной робототехнике стремительно развиваться. В этом нет ничего плохого, но это просто самый обычный предмет и не нужно его идеализировать.

Мне ещё, кроме учителей начальной школы, приходилось учить робототехнике физиков и информатиков. А ещё в моем лицее учитель физики учил робототехнике меня самого. Результат был везде положительный.

Про план действий

Если вы приняли решение вести робототехнику, дальнейший алгоритм работы таков:

  • Узнать, нужна ли робототехника в вашей школе.
  • Выяснить, какие робототехнические конструкторы есть в школе.
  • Выбрать конструктор, который вам наиболее ближе и проще для изучения.
  • Определить, в какой форме вести робототехнику: кружок, внеурочка, модуль в предмете технология, платные услуги и прочее.
  • Почитать все о конструкторе в интернете и поискать схемы сборки. Этой информации предостаточно.
  • Вести уроки!

Про проблемы

В чем могут быть реальные проблемы у начинающих учителей робототехники? В установке и наладке программного обеспечения, особенно, если учитель не технарь. Можно обращаться к инженеру в своей школе, можно даже к умным старшеклассникам. Обычно проблема решается.

Именно поэтому свои семинары по робототехнике я провожу так: раздаю флешки с программным обеспечением конструктора и подробными уроками. Учителя сами устанавливают программы на свои компьютеры. Далее общая теория, потом учителя разделяются на группы по 2-3 человека. Я провожу сдвоенные уроки с оборудованием школы, либо со своим оборудованием, возможны иные варианты. Конструкторы Wedo 2.0 с поурочными материалами на два года обучения, Ev3 и Ардуино или комбинация конструкторов.

Про оборудование

Лего Wedo 1.0, 2.0, Spike Prime, Ev3. Отличные конструкторы, может разобраться любой учитель, методики в интернете много. Выучить любого педагога можно за 1-2 занятия и далее учитель сможет вести занятия самостоятельно. Официально уже купить нельзя.

Ардуино всех типов. Отличные конструкторы, разобраться сложнее чем с Лего, но можно. Официально купить можно.

НикаРобот и аналогичные гибриды Ардуино и Лего. Отечественная разработка. Разобраться можно. Официально купить можно.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!