Машинное зрение и нейронные сети. Как проходят соревнования беспилотных технологий

03.07.2019

Сегодня практически все мировые производители автомобилей озабочены разработкой транспортных средств, которые передвигаются без участия человека. Свои беспилотники есть или в скором времени появятся у таких известных компаний, как Tesla, Audi, General Motors, BMW, Volkswagen, Google, Yandex.

Анатолий Иванович Попков, директор ООО «Попков Роботикс», кандидат физико-математических наук и разработчик категории «Интеллектуальные БПА» Всероссийской робототехнической олимпиады считает, что пришла пора обучать школьников пониманию технологий машинного зрения и работы нейронных сетей. Три года назад ученый предложил университету Иннополис включить свою собственную разработку стенда моделей беспилотных автомобилей в регламент олимпиады.

– Я считаю, что учебно-образовательный потенциал профиля «Интеллектуальные БПА» достаточно велик, – поясняет наш собеседник. – Следуя мировой тенденции по разработке систем технического зрения и беспилотных автомобилей, необходимо уже сейчас погружать в эту среду наши умные головы с тем, чтобы через несколько лет сегодняшние школьники стали ведущими разработчиками беспилотных продуктов для массового рынка.

Разработка прижилась, хотя, по мнению участников и тренеров, некоторые элементы копируют популярные соревнования беспилотных автомобилей «RoboTraffic» и «AutoNet». Этого не избежать, считает разработчик: и там, и там используются одни и те же системы распознавания объектов, нейронные сети, одноплатные компьютеры. Однако, есть и принципиальные отличия, которые не меняются последние два года.

В этом году в соревнованиях участвуют 10 команд из Владивостока, Набережных Челнов, Москвы, Крыма, Томска и Республики Коми. Достаточно сложное отборочное задание и отсутствие хороших методических разработок по программированию ограничивают шансы «новичков» пройти конкурсный отбор. Без серьезных знаний математических моделей, дискриминантного анализа, методов кластеризации и компьютерных алгоритмов на соревнования не попасть.

Возможно, поэтому большинство участников – воспитанники Центров инновационного молодежного творчества и детских технопарков «Кванториум», где школьников учат не только пользоваться уже имеющимся оборудованием, а создавать и разрабатывать свои собственные конструкции. Не удивительно, что часть беспилотных автомобилей были изготовлены самостоятельно, в том числе на 3D-принтерах и лазерных станках.

По сравнению с предыдущим сезоном, квалификационные задания профиля в этом году стали проще, хотя сами участники изменений не ощутили.

– Второй год подряд особенных изменений в этой категории нет и не предвидится, – поделился своими впечатлениями Михаил Георгиевич Гранатов, руководитель школы «Сфера знаний» из Челябинска. – Добавляются какие-то сложности, но роста как такового нет, в первую очередь, из-за трудности входа в направление. На мой взгляд, это очень сырые соревнования. Например, здесь есть линия, которую мы не видим на дорогах общего пользования и даже на складах таких перекрестков не существует. То есть это выходит за рамки обыденной жизни. Складывается впечатление, что это не конечная цель, а какой-то этап соревнований. Впрочем, так же, как и «AutoNet». Одни развивают одно, другое – другое, если только вместе в единую цепочку сложить.

Впрочем, в одном аспекте мнение участников и организаторов профиля «Интеллектуальные БПА» совпадают – за беспилотными технологиями будущее! А значит, направление будет только развиваться. А вот в какую сторону – мы сможем увидеть уже в следующем году.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!