25.06.2024
Представляем вашему вниманию мастер-класс по теме «Играй! Выдумывай! Пробуй!». Методическое мероприятие было проведено в рамках федерального этапа соревнований «Инженерные кадры России-2022», а прислала его Шляпина Марина Владимировна, воспитатель высшей категории МАДОУ «Ныробский детский сад» из пгт. Ныроб Пермского края.
Категория участников: педагоги дошкольных образовательных организаций
Цель мастер-класса:
Трансляция эффективного опыта использования образовательного конструктора «Учись учиться» как инструмента формирования компетенций будущего для позитивной социализации дошкольников
Задачи мастер- класса:
Оборудование: конструктор «Учись учиться», комплект развивающих игр «Играй! Выдумывай! Пробуй!»
Организация мастер-класса
Виды деятельности с участниками мастер-класса |
Регламент работы (временной период) |
Продукт деятельности, включая участников |
I. Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач) Методы работы:
Приёмы:
Средства: конструктор «Учись учиться» Добрый день, коллеги! Я представлю вашему вниманию практическую часть разработанного нами кейса «LEGO WORLD». Коллеги, вы когда-нибудь спрашивали себя: «А будут ли мои дошколята успешными в будущем?» Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха?» Для этого надо развивать КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО 4К. Уверена, вы без труда их назовете! Это… КОМАНДНЫЕ НАВЫКИ, КРЕАТИВНОСТЬ, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ, КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Через какой вид деятельности можно развивать компетенции 4К? Да, конечно, ведущий вид детской деятельности – это… игра. |
1 минута |
Обоснование актуальности развития 4К |
II. Учебная информация (идея, основные элементы педагогического опыта) Методы: наглядный, словесный. Приёмы: постановка практической задачи: развитие 4К через игру Средства: набор «Учись учиться» Технология:
К сожалению, современные дети разучились играть. Для педагогов и родителей встает вопрос, чем же занять ребенка, как оторвать от гаджетов? Как интересно и с пользой провести время вместе? Предлагаю вам несколько простых игр, которые скрасят семейный досуг и, одновременно, будут способствовать развитию детей. Игры доступны, просты и универсальны. Их можно использовать как в детском саду, так и рекомендовать родителям.Играть можно с любым имеющимся в наличии набором. Мы используем, в том числе, замечательный набор «Учись учиться». Как вам известно, набор предназначен для начальной школы. Изучив методические рекомендации компании LEGO и описание занятий, нами составлена картотека игр по развитию 4К для дошкольников. Я представлю вам некоторые из них. Можно играть парами, группой, командой. Готовы? Предлагаю разделиться на команды по 2-3 человека. РАЗМИНКА - КРИЧАЛКА Предлагаю зарядиться! Короткая разминка! Если вы согласны с утверждением, кричим: «Ай, да мы!» В противном случае: «Нет, не мы!» Вы, конечно, молодцы! |
1 минута |
Принятие общего решения о способах решения практической задачи через игру средствами образовательного набора «Учись учиться» |
III. Практикум. Активная деятельность участников. Методы: практический, словесный
Приёмы: оказание дозированной помощи, в т.ч. по запросам педагогов; Средства: Алгоритмы сборки, схемы Просьба соблюдать регламент – 2 минуты на сборку! 1. Игра «ОРКЕСТР» Предлагаю попробовать работать в КОМАНДЕ! У любой игры есть правила. Они прописаны на карточке. Предлагаю вам стать музыкантами оркестра. Музыканты играют по… нотам. А вам предлагаю составить алгоритм из деталей набора «Учись учиться». Вместо нот возьмем детали конструктора. Предлагаю вам договориться, какое действие или звук вы будете выполнять на определенную деталь. Затем составить алгоритм (последовательность). Итогом станет исполнение вашего произведения. Образец алгоритма есть на обратной стороне карточки. Например, красный кубик – топаем 3 раза, круглый синий – хлопаем 2 раза, желтый – поем. Затем выполняем движения в соответствии с алгоритмом. Чтобы зарядиться на успех, скажем ВМЕСТЕ: «НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! СТРОЙ!» ВАРИАНТЫ ИГРЫ - повторяем в быстром темпе, изменяем алгоритм 2. Игра «СЛЕПАЯ СБОРКА» Теперь попробуем АКТИВИЗИРОВАТЬ СВОЙ МОЗГ! Развиваем КРЕАТИВНОСТЬ! Представьте, что внезапно отключили электричество. Не знаю, как у вас в Перми, но у нас в глубинке это случается регулярно. Света нет, а вам надо непременно закончить какую-то срочную работу. Сможете ли сделать это на ощупь? Проверим? Предлагаю разделиться 3-ки и распределить роли. Один из вас будет сборщик, второй – инструктор, а третий – помощник. Помощник листом картона закрывает от вас детали. Инструктор показывает схему. Сборщик собирает по схеме. С цветом, конечно, сложнее. Возможно, вам повезет и здесь! Готовы? «НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! СТРОЙ!» ВАРИАНТЫ – без помощника, с закрытыми глазами, собирать на слух 3. Игра «ДЕЛАЙ КАК Я!» Теперь попробуем ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА! КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ. Предлагаю разделиться на пары. Пары садятся друг к другу спиной и договариваются, кто будет главным конструктором (ГК). ГК берет любую деталь, называет ее цвет, размер и форму. Второй участник находит такую же деталь. Строим вместе и сравниваем модели. ВАРИАНТ – поменяться ролями, ГК собирает модель, участник – на слух строит копию. 4. Игра «ЗЕРКАЛЬНАЯ СБОРКА» Развиваем КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ с помощью нейропсихологической игры. Сейчас такие игры в моде. Мы решили попробовать использовать конструкторы. Разделитесь, пожалуйста, на пары. По предложенной схеме пара собирает симметричную модель только левой рукой одновременно. Вам кажется, что это просто? Станьте одним организмом! ВАРИАНТ – сборка правой рукой, один участник правой рукой, второй левой рукой. 5. ИГРА «СУДОКУ». ВОПЛОЩАЕМ ИДЕЮ! Изобрел математик Леонард Эйлер еще в 18 веке. Японцы стали печатать игру в журналах, запатентовав торговую марку «Судоку». Мы попробовали использовать для этой игры набор «Учись учиться». Играть можно в парах, тройках, группах на ваше усмотрение. Задача – составить на пластине квадрат из 9 секторов так, чтобы цвета не повторялись в одном ряду, в одном столбце и одном секторе. Совсем простое задание, не правда ли? Это только на первый взгляд! ВАРИАНТ – свой вариант последовательности, собрать из круглых кубиков, 4 сектора по 2 кубика. |
Основная часть 12 минут |
Работа в командах/парах Презентация результатов работы в микрогруппах – каждая группа представляет модель/проект. Выбор компетенции 4К из предложенного списка Предложение своего варианта игры |
|
||
|
|
|
V. Рефлексия «Башня» СТРЕМИМСЯ К УСПЕХУ! Методы: ситуативная рефлексия деятельности педагогов. Приёмы: рефлексивная оценка результата совместной деятельности через конструкторскую деятельность К сожалению, наше время истекает. Пора подвести итог! Какие компетенции мы развивали? Зачем же они ребенку? Чтобы добиться УСПЕХА! Предлагаю всем участникам построить общую башню, взяв по одному кубику. Выразите, пожалуйста, свое отношение к мастер-классу одним словом, например: «Круто! Знакомо! Не интересно! Здорово! Супер! Зачем?» Игра-ходилка Развивать 4К можно с любыми наборами, в том числе, с набором «6 кирпичиков». Предлагаем для ознакомления игру-ходилку. Образцы заданий прописаны на карточках. Также вы можете вместе с детьми придумать свои варианты. Спасибо за участие! Творческих успехов! «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим», Георг Кристоф Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, |
1 минута |
Оценка результативности мастер-класса Обратная связь – рефлексия собственного профессионального мастерства участников мастер-класса Мотивация педагогов на использование набора «Учись учиться» в своей профессиональной деятельности |
Приложения
Приложение 1
Афиша мастер-класса
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!