Объективность оценки творческих проектов. Разбираемся в вопросе

02.07.2019

Немало споров, обид и возражений в этом году вызвала у участников творческая категория Всероссийской робототехнической олимпиады. И дело тут не только в субъективности оценок и разноплановом характере проектов. А в чем, об этом мы поговорили с Лидией Кобцевой, главным судьей творческой категории.

В этом году тема творческой категории олимпиады – SMART Cities или умные города, обращенные в будущее. Уже сегодня они становятся частью нашей реальности. В домах применяются умные технологии, а для многих – это часть повседневной жизни. Но творческая категория на то и творческая. Судьи интересовались не тем, что есть, а тем, как сделать по-другому. Не просто использование умных технологий в городском пространстве, а нешаблонные решения и варианты, как это пространство организовать иначе.

В этом году творческие проекты можно было увидеть в четырех профилях – младшая, средняя, старшая категории ВРО и проекты ИРС Innopolis Open. Для объективности мнений ребят оценивали сразу несколько групп судей, а тех, кто вышел в финал, – дополнительно еще 4 судьи.

Пожалуй, главное отличие творческой категории на ВРО от других олимпиад и конкурсов в том, что здесь не встретишь «случайных» проектов. Сюда не приезжают команды, что называется по-быстрому освоившие какую-то технологию и собравшие на этом проект. Это ребята, которые годами занимаются робототехникой и программированием. Они отлично знают современные технологии, применяют их в передовых инженерных устройствах, а главное, умеют при необходимости продемонстрировать такие способы их использования, о которых взрослые еще не знают.

Поэтому так трудно выявлять сильные команды, сравнивать между собой проекты, которые качественно несопоставимы. Однако, первые попытки изменить ситуацию приняты. Введено электронное голосование, когда судья, не отходя от проекта, сразу же выставляет оценку в электронный журнал.

– Понятно, что каждый эксперт обладает своим багажом знаний, – поясняет Лидия Кобцева. – Те или иные аспекты оценки, которые более значимы для одного судьи, абсолютно не важны для другого. В результате происходит расслоение оценки. Чтобы этого не происходило, существует процедура отсечение разбросов. То есть когда крайние оценки не берутся в расчет. Тем самым нивелируются кардинально отличающиеся подходы, а крайние оценки не оказывают существенное влияние на общий результат.

В каждой из категорий создан научно-методический комитет, куда вошли тренеры, понимающие важность передачи опыта и расширения числа участников. Эти люди будут более глубоко и осознанно работать над задачами, входящими в регламент олимпиады.

Да и сама система оценки многоступенчатая:

Процент участия педагога и процент участия ребенка – еще один вопрос, который в творческой категории волнует зрителей, экспертов, тренеров и самих детей. Не секрет, что при создании любого проекта возможно два варианта участия педагога. Тренер старается создать такую обстановку, когда дети сами осваивают технологии и принимают решения о том, какие из них будут задействованы в проекте либо обучение ребят проводится исключительно под проект.

– В начальной школе родители активно участвуют в проектной работе ребят, – рассказывает главный судья творческой категории. – И это нормально. Олимпиада помогает увидеть взросление детей, не пропустить тот момент, когда родители могут сделать шаг назад и передать ответственность ребенку. За годы работы судьей я заметила одну тенденцию: чем более самостоятельны команды, тем более сильные проекты они представляют.

Впрочем, на олимпиаде нам не встретилось слабых проектов. Чего только стоит система контроля за состоянием окружающей среды, которая отслеживает температуру, влажность, наличие осадков, загазованность атмосферы, электромагнитные излучения в любом районе города. Или система контроля мусора, которая следит за наполняемостью мусорных баков и, соответственно, выстраивает маршрут мусороуборочных машин.

Умный рюкзак защищает от дождя, освещает дорогу, предупреждает школьника об опасности и ставит любимую музыку. Умный робот ездит по улицам, определяет качество дорожного покрытия и передает информацию о том, какую дорогу ремонтировать в первую очередь. Умная антикварная лавка развлечет продавца, умная парковка подскажет свободное место, умное кафе обслужит посетителя, а умный замок откроет дверь на основе движения пальца.

– Мне понравилось много проектов, – поделилась своими впечатлениями Лидия Кобцева.– В каждой из категорий (умное рабочее место, умное образование и умное управление – прим. ред.) можно выбрать интересные темы. Например, экомониторинг в городах – важная составляющая комфортной городской среды и хорошая сфера для применения современных технологий, сбора больших данных и поиска решения на их основе. Или мобильные экопункты, которые можно транспортировать с помощью дронов. И пусть пока он выглядит больше как инженерный проект, подходящий для традиционных проектных олимпиад, таких как: «Шаг в будущее», «Юниоры» – после доработкиего можно встроить в модель городского пространства. Очень важно, что дети находят новые способы применения цифровых технологий как мировых, так и российских.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!