Образовательно-соревновательная робототехника: практический взгляд на систему обучения

10.03.2017

Образовательно-соревновательная робототехника: практический взгляд на систему обучения Образовательно-соревновательная робототехника: практический взгляд на систему обучения

Для начала необходимо определиться с таким понятием как «образовательная робототехника». Образовательной робототехникой принято называть мероприятия в школе или учреждениях дополнительного образования, направленных на формирование и развитие навыков технического творчества и мотивирующих детей на изучение точных наук, в частности математики, информатики, физики, и помогающих определиться с будущей профессией, т.е. включающих в себя раннюю профессиональную ориентацию.

В настоящее время образовательная робототехника уже давно вышла за рамки кружков и объединений, ведь применение полученным навыкам можно найти в любой сфере жизни современного человека.

Какие же особенности следует учитывать, при проведении занятий по робототехнике и что это из себя представляет, давайте разберёмся. Дело в том, что на текущий момент есть два основных подхода к обучению робототехнике:

  1. Соревновательная робототехника;
  2. STEM-робототехника.

Отличия между этими подходами, также как и цели, очень разные, ровно как и методики.

Задачи соревновательной робототехники всегда сводились к выступлению на соревнованиях, выполнению олимпиадных задач, подготовке проектов для участия в различных соревнованиях и конкурсах. Как правило, из группы обучающихся отбирают самых талантливых, которые представляют школу, район, область. Соревнований, в которых есть возможность проявить себя очень много, например:

  • WRO (World Robot Olympiad)
  • Робофест (FIRST Jr.FLL, FIRST FLL, «Hello, Robot!» LEGO, «Hello, Robot!» Arduino)
  • Junior Skills
  • World Skills
  • RoboCup Junior
  • и множество других.

Методика сводится к следующим пунктам:

1. Знакомство с элементной базой и основами конструирования;

2. Знакомство с языком программирования;

3. Обучение решению классических задач: движение по линии, обнаружение препятствий, движение по лабиринту, захват предметов, работа с манипуляторами;

4. Знакомство с регламентом состязаний и решение задач конструирования и программирования робота, для подготовки к состязанию.

Большинство кружков робототехники, в школе, строят образовательный процесс именно по этой методике, которая при правильном подходе даёт высокий результат. Обучающийся, решивший большой объём данных задач, может научиться комбинировать разные решения, получая необходимый результат при подготовке к более сложным соревнованиям. Вообще подготовка к любым соревнованиям строится по примерно одинаковой схеме, знания по решению той или иной задачи приобретаются уже в ходе работы над заданием или проектом. По сути знания приобретённые учеником не имеют чёткой системы и довольно часто направлены на конкретные соревнования.

Данная методика несомненно обладает своими плюсами и минусами. Основной плюс – мотивация, наглядность и соревновательный момент, т.к. обучающиеся видят результат своей работы, любые изменения в конструкции или программе они проверяют в реальном времени. Соревновательный эффект – желание побороться за призовые места и доказать, что они лучшие в своей школе, городе, области. Выбирая данный подход, образовательное учреждение в ближайшем будущей может рассчитывать на публичные результаты: для учащихся – возможность участвовать в соревнованиях и занимать места; для педагогов – благодарственные письма за тренерскую работу, возможность стать судьёй; для директоров – повышение престижа образовательного учреждения и возможность отчитаться о достигнутых результатах, т.е. эффективности образовательного учреждения. Именно благодаря этим плюсам, робототехника с 2002 года в России стала набирать свои обороты — сейчас в спортивном движении в нашей стране, по сведеньям WRO, свыше 3 тысяч команд. К минусам же я бы отнёс узкое развитие учащегося, т.е. тренируя ребёнка таким образом, вы просто натаскиваете его на выполнение одной задачи, это так же как учителя в школе готовят детей к решениям всевозможных тестов, в частности ОГЭ/ЕГЭ. Можно много дискутировать по этому поводу приводя доводы за и против, но, несомненно, надо понимать, что ребёнок не может выполнить любое другое задание, т.е. не в состоянии мыслить творчески, о каком тогда развитии технического творчества, которым, по сути, является образовательная робототехника, мы с вами говорим. Кто-то может сказать: «А как же ТРИЗ?!» и будет прав, если объединить данный подход с обучением ТРИЗ, то получиться очень и очень хороший результат. Но в настоящее время дефицит специалистов по ТРИЗу, что тоже стоит учитывать.

Вторая методика, STEM-робототехника, предмет для отдельного разговора и следующей статьи.

Усов Андрей Олегович, педагог дополнительного образования

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!