Образовательный апгрейд. Что ждет систему профобразования в новом учебном году?

13.08.2019

Сегодня в «Российской газете» вышло интервью министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Одни замечания довольно интересны, другие спорны. Приводим лишь наиболее яркие и неординарные высказывания. Полностью интервью доступно по ссылке.

Об исчезающих профессиях

С первого сентября 2020 года планируем исключить почти 100 позиций из перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования (СПО). Почему? Мы точно знаем, что за прошедшие 5 лет на них никто или почти никто не поступал. Некоторые устарели содержательно, другие профессии – в принципе исчезают. Третьи изменились так, что необходимые навыки можно получить на краткосрочных курсах. При этом, конечно, человек всегда может продолжить обучение, повышая свою квалификацию.

Что это за профессии? Например, «Изготовитель эмалированной посуды», «Сушильщик в бумажном производстве», «Ткач», «Вышивальщица», «Сборщик изделий электронной техники»... Или радиооператор – это профессия тоже устарела технологически. Вместо нее в перечень мы введем, например, новую – «Монтажник оборудования мобильной связи».

О новых специальностях

Среди ближайших или уже состоявшихся обновлений такие специальности, как «Техническое обслуживание и ремонт биотехнических медицинских аппаратов и систем», «Аддитивные технологии», то есть технологии с использованием 3D-печати. Плюс – «Мехатроника и мобильная робототехника», «Графический дизайн». И еще очень интересная специальность, которая уже сейчас пользуется огромным спросом, – «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства». По сути, это работа с промышленными роботами, их сборка, установка, запуск... Уже сейчас по этому перспективному направлению в России учится 360 студентов в 10 колледжах, расположенных в 8 регионах. И получается парадокс: образовательная программа есть, а профессии в справочнике еще нет.

Дело в том, что каждой новой специальности нужно примерно два года, чтобы «войти» в государственную систему подготовки кадров. То есть ранее мы все время догоняли запросы экономики и работодателей. Этот разрыв нужно сокращать, причем очень быстро.

В концепцию нового содержания профессионального образования мы заложили механизмы, которые позволят получить «широкую» квалификацию и направленность образовательной программы. Например, «Мастер общестроительных работ» будет включать ранее отдельные профессии «Бетонщик», «Арматурщик», «Каменщик». Также планируется укрупнение профессий и специальностей СПО.

Например, ранее отдельные профессии «Токарь», «Фрезеровщик», «Шлифовщик», «Станочник» объединятся в профессии «Станочник». Кроме этого предусматривается оптимизация сроков обучения по ряду профессий и специальностей СПО.

О трендах профобразования

Стабильно высокий конкурс заявлений на медицину. «Ортопедическая стоматология» – 6,2 заявления на бюджетное место. «Фармация» – 5,9 заявления на место. «Сестринское дело» – примерно 2,9. Особенно отрадно видеть интерес к педагогическим специальностям. «Преподавание в начальных классах» – 2,6. «Дошкольное образование» – 2,4 заявления на место. Технические специальности тоже востребованы. Один из самых высоких конкурсов заявлений в стране на IT специальности. Так на специальность «Информационные системы и программирование» примерно 3,2 заявления на одно бюджетное место, «Программирование в компьютерных системах» – 3,4.

Еще конкурс, который для вас будет неожиданным. У нас есть такое замечательное учреждение, как Московская международная киношкола. Там 12 заявлений на место. Есть Уфимский медицинский колледж, там почти 10 заявлений на место. Якутское художественное училище имени Романова – 8,6 заявления на место. И таких образовательных организаций я могу назвать полтора-два десятка точно.

О центрах опережающей профессиональной подготовки

Уже сегодня примерно 60 процентов выпускников школ выбирают именно среднее профобразование. Есть организации, где конкурс выше, чем в вузы, где на одно место претендуют минимум 6-7 человек. Сегодня в колледжах дается образование по таким высокотехнологичным областям, как робототехника, программирование, информационная безопасность. Это действительно качественное образование, которое по сравнению с вузами все-таки остается более доступным для выпускников школ (почти 80 процентов обучающихся в государственных колледжах и техникумах именно бюджетники).

Кроме того, среднее профессиональное образование – это для многих еще и более быстрый выход на рынок труда. То есть после 11 классов за 10 месяцев можно получить профессию СПО и выйти на рынок труда, после 9 класса это 3-4 года, и ты уже можешь проявить себя. Получаешь профессию, начинаешь работать.

К 2024 году в регионах появится 5000 мастерских, оснащенных по «последнему слову» промышленности. Среди приоритетных направлений – строительство, транспорт, сельское хозяйство, информационно-коммуникационные технологии. На базе этих мастерских студенты смогут сдавать демонстрационный экзамен, учиться по индивидуальным траекториям. 800 таких мастерских откроются уже в этом году. Это особенно важно для малых городов и сельской местности, где материально-техническая база не обновлялась десятилетиями.

Еще к 2024 году мы должны создать в стране не менее ста центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Это очень дорогостоящий проект, на него мы планируем потратить 4 миллиарда 300 миллионов рублей. ЦОПП – это новый социальный лифт, который включает, по сути, три составляющих: образовательные организации, работодателей и учащихся. И здесь целевая аудитория не только молодежь, но еще и «люди серебряного возраста», предпенсионеры и пенсионеры. 14 регионов уже получили на этот проект субсидии из федерального бюджета. Средства пойдут на закупку оборудования. В том числе тренажеров виртуальной реальности, создание цифровой платформы для колледжей и техникумов.

О программах центров 

Это программы профессионального обучения по профессиям рабочих и должностям служащих. Они способны стать драйвером системы СПО.

Например, за несколько месяцев можно получить новые и востребованные квалификации «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом», «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)», «Механик авиационный по технической эксплуатации беспилотных авиационных систем» и многие другие. Сегодня у нас есть почти 5000 профессий рабочих и более 140 должностей служащих, по которым реализуются программы профобучения.

Такие программы уже включены в СПО в качестве модулей, и студент получает квалификацию вместе с основным образованием. Программы отвечают современным требованиям профстандартов. Центром сборки и конструирования таких «коротких программ» как раз и станут ЦОПП.

Полный текст интервью читайте по ссылке

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!