12.04.2019
В эти дни внимание всех, кто так или иначе связан с образованием, приковано к 75-му павильону на ВДНХ. Именно здесь проходит Московский международный салон образования (ММСО). Крупнейшее мероприятие в сфере российского образования и самая масштабная выставка новых образовательных технологий, интеллектуальных и инфраструктурных решений. Мероприятие, объединяющее на одной площадке представителей бизнес-структур, общественных и государственных институтов, экспертного и профессионального сообществ.
Программа выставки включает выступления экспертов о современных инновационных концепциях и технологиях обучения, их использовании в сфере образования. Например, вчера докладчики секции дошкольного образования поделились своим видением вопроса воспитания инженерно-технических кадров страны.
Вообще в последнее время тема профориентации детей пронизывает все ветви образования, начиная с дошкольников и заканчивая учениками старших классов. Как воспитать будущего инженера? На этот вопрос педагогическое сообщество не имеет единой точки зрения. На сегодняшний день только в дошкольном образовании реализуется множество программ технической направленности. Причем как в рамках основного содержательного плана, так и дополнительного (различные кружки, клубы секции).
Елена Викторовна Карпова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования СИПКРО и один из авторов известной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» представила свое видение вопроса. По её мнению, наиболее успешным инженером становится тот, чья первая встреча с миром конструирования и программирования состоялась в школе, а еще лучше – в садике. Почему?
Да потому что именно в дошкольном возрасте закладываются личностные качества, которые помогут ребенку быть успешным в профессиональной деятельности. Хорошая память, аналитические способности, умение взаимодействовать и работать в команде, лидерские черты характера, аккуратность (вплоть до педантичности), ответственность, инициативность, усидчивость, творчество. Это как раз и есть те качества, о которых говорится во ФГОС как о целевых ориентирах дошкольного образования.
– Программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» – уникальный методический продукт по развитию технического творчества в дошкольном образовании, – поясняет Елена Викторовна. – Даже если ребенок не станет инженером (мы прекрасно понимаем, что не все прошедшие обучение выберут техническую профессию, да и не это главное). Основная наша цель – дать детям возможность интересно прожить дошкольный период, получить актуальные знания об объектах, которые их окружают, о производственных процессах и существующих профессиях. Все это не только с учетом возрастных особенностей детей, но и опираясь на отечественные методики развития.
Программа реализует уникальную модель технического образования детей. От игрового набора «Дары Фрёбеля» через различные конструкторы (Полидрон «Гигант», «Robokids», «Каркасы», «Малыш», «Проектирование», магнитный конструктор) и робототехнику закладываются предпосылки занятия техническим творчеством в школьном возрасте. Ребенок получает представление о том, что профессия «инженер» не ограничивается промышленным производством. Это еще инженер-горняк, материаловед-биотехнолог, инженер-акустик, инженер-композитчик, инженер по 3D печати, и т.д.
– Программа прошла апробацию и успешно реализуется в 12 регионах нашей страны, – продолжает Елена Викторовна. – Мы не только осуществляем техническую подготовку дошкольников, но и создаем благоприятную среду развития ребенка в целом. Реализуем все самые интересные идеи и наработки, которые находим у ученых-практиков. Практически с дошкольного возраста программа формирует у ребенка высокую мотивацию на дальнейшую профессиональную деятельность. Создает оптимальные условия для индивидуализации образования. Дает возможность оставлять ребенку следы своей продуктивной образовательной деятельности. То есть это фотографирование поделок, создание из конструкций развивающей среды детского сада, целых игровых микросоциумов.
Несмотря на все свои достоинства, программа имеет один большой недостаток. С одной стороны, видовое разнообразие конструкторов, рекомендованное программой для использования в процессе обучения дошкольников, это хорошо. А с другой, не каждое дошкольное учреждение может себе это позволить (особенно в сельской местности). Ну и плюс потенциал ограничивается рамками детского сада!
Согласитесь, куда интереснее изучать профессии и приобретать инженерно-технические навыки на реальном производстве, как это делают дошколята в рамках проекта «Инженерные кадры России». Вообще программа «От детского сада до производства» стояла у истоков воспитания будущей инженерно-технической элиты страны. Ежегодные соревнования ИКаР и ИКаРёнок собирают юных инженеров из более чем 60 регионов страны. Инженеров, которые не просто конструируют машинки и другие технические устройства, а собирают целые проекты, улучшая реальные производственные процессы. Для этого ребята посещают промышленные предприятия и общаются с технологами от производства!
Практика показала, что дошкольники, однажды побывавшие на заводе, увидевшие технологические линии и создавшие свой первый проект, продолжают этим заниматься в школе. В этом и есть преемственность обучения, начиная с воспитанников детского сада и заканчивая учениками старших классов. Тем более что с возрастом ребенок переходит на более сложную ступень проектной деятельности, участвуя в соревнованиях ИКаР-СТАРТ, ИКаР-КЛАССИК, ИКаР-ПРОФИ.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!