23.09.2016
Автор: Глинских Ирина Александровна,
заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 1
г. Богданович, Свердловской области
Интерес к возрождению инженерно-технического профиля на Урале связан, в первую очередь, с «угасанием» привлекательности профессий инженерной направленности среди выпускников школ. Поэтому особую актуальность получила разработка и безотлагательная реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым в 2014 году комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа». В рамках данного проекта в области проводится большое количество мероприятий. В школах и детских садах подшефные заводы спонсируют открытие групп и классов и помогают им материально. К сожалению, в условиях небольшого провинциального города, удаленного от основных заводов-гигантов, реализация проекта «Инженерная школа» целиком легла на плечи руководителей образовательных организаций.
В МОУ СОШ № 1 с 2015 года ведется работа по реализации внутреннего Образовательного проекта «Инженерная школа (класс). Данный проект был разработан в целях совершенствования предпрофессиональной профориентационной работы.
Участниками проекта заявлены:
Распределение управленческих и координационных ролей в проекте:
Генеральное руководство проектом
Оперативное руководство реализацией проекта
Основная цель совместной деятельности – обеспечение развития базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей школьного возраста, способствующих формированию творческих способностей, продуктивного, креативного мышления детей.
Основная проектная идея (цель) - выделение и реализация в практической работе современных подходов в развитии способностей детей.
Задачи проекта:
Естественно, что в начале работы у администрации школы возник ряд трудностей, связанных, в первую очередь, с созданием нормативно-правовой базы, улучшением материального оснащения школы, организацией переподготовки и повышения квалификации педагогов, трудности в составлении учебного расписания и плана ОО.
Весь проект предполагает 4 этапа реализации.
Первый этап работы – Аналитико-диагностический (ежегодно с января по август) включает в себя подготовительно-информационную и подготовительно-документальную работу. Вначале необходимо привести в соответствие нормативно-правовую базу школы. В нашей организации, в частности, были внесены изменения в локальные акты, должностные инструкции. Далее шла работа над созданием материальной базы для внедрения проекта: были закуплены LEGO-конструкторы для учащихся начальных классов и 5 класса. Дополнено материально-техническое оснащение кабинета физики.
Второй период, самый насыщенный, организационно-исполнительский (с мая по май).
Цель – создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников реализации проекта.
В рамках этого периода мы проводили родительские собрания с целью вовлечения родителей, специалистов смежных организаций, педагогов ОО и детей в единую творческую деятельность. Проводилась работа по выявлению мотивированных детей и формированию групп по интересам, текущий и итоговый мониторинг. Непосредственно проходит реализация запланированных и выбранных обучающимися курсов.
Ежегодно в конце учебного года проводится анкетирование обучающихся и родителей 4 и 7, 8 классов с целью выявления социального заказа и организации дальнейшей профориентационной работы. Данные параллели выбраны нами не случайно, так как реализация проекта в среднем звене предполагает включение в деятельность выпускников начальной школы и будущих выпускников 9 классов. Кроме того, если рассматривать возраст, наиболее благоприятный для развития способностей детей, то это период с 2 до 12 лет. Если в дошкольном возрасте происходит погружение в среду творчества и фантазии, возможно проведение ранней диагностики способностей, обучение на работе с простейшими конструкторами, то в младшем школьном возрасте уже необходимо практическое приобщение к миру профессий. А возраст 13-14 лет уже непосредственно ориентирован на практическое применение полученных знаний, умений по определенным профессиям
Для сравнения, результаты анкетирования, например, в 7-8 классах ежегодно демонстрируют примерно одинаковую мотивацию на получение профессиональной подготовки.
После проведения мониторинговых исследований необходима разработка и утверждение самих курсов по выбору. В связи с тем, что в нашей школе с 2007 года реализуется поэтапно обучение физико-математического профиля, то уже с начальной школы в учебный план вводятся курсы по выбору данной направленности. Для учащихся старшего звена разрабатываются программы элективных курсов. Таким образом, в школе уже сложилась определенная модель, позволяющая реализовать проект инженерного образования.
Модель инженерного образования в школе №1 г. Богдановича.
В ходе разработки и реализации программы мы выявили следующие проблемы:
Решение проблем начали с организации работы с Богдановичским политехникумом и ОАО «Огнеупоры» по проблеме профориентации школьников. На данный момент мы работаем над созданием подпрограммы «Сетевая политехническая школа», цель которой – объединение ресурсной базы школы, техникума, промышленных предприятий (ОАО Огнеупоры), учреждений дополнительного образования для усиления профильного обучения. Такое сотрудничество позволит нам использовать материальную базу техникума для реализации предпрофильной подготовки учащихся по специальностям автомеханик, парикмахер, повар-кондитер, электромонтер. Уже организованное тесное сотрудничество с центром профориентации Огнеупорного завода позволяет ребятам узнавать о профессиях, необходимых в нашем городе и на градообразующем предприятии. Сотрудники центра регулярно проводят профориентационные беседы с нашими учащимися. В планах – организация и проведение экскурсий по предприятиям города.
С целью мотивации школьников, активизации познавательного интереса, в школе широко используется экскурсионная деятельность. Именно в непосредственном общении, соприкосновении с результатами деятельности и рождается у ребенка желание стать врачом, инженером, и даже кораблестроителем. Наши педагоги неоднократно возили группы детей на завод колоколов им. Пяткова в Каменск-Уральский, посещали станцию МЧС в г. Богданович и другие предприятия.
В школе созданы условия и для интеллектуального самовыражения обучающихся: ежегодно в декабре проводится научно-практическая конференция. Участие в ней принимает от 20 до 40% обучающихся. В 2016 году впервые было принято решение о проведении отдельно НПК для обучающихся, имеющих склонность к изучению точных наук, а также увлекающихся техническим творчеством. Ребята представили интересные проекты по работе вечного двигателя, по воздухоплаванию, по выращиванию кристаллов и многое другое. Такая работа не требует особых материальных затрат, но имеет колоссальное значение для будущего становления личности.
Поэтапно решается и проблема повышения квалификации пед.работников, участвующих в реализации программы. Так, за 2015-2016 год прошли курсы повышения квалификации по теме «Робототехника» два педагога.
Третий этап – Аналитико-диагностический (май 2017 – август 2017):
И последний, четвертый этап, стабилизационный (август 2017 – июнь 2018).
Цель – распространение опыта в рамках новых проектов и программ на городском, региональном, федеральном уровнях.
Планируемый результат: опыт реализации проекта распространен в другие образовательные организации городского округа.
На 2016-2017 годы планируется:
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!