Профессиональная направленность в процессе изучения физики

07.11.2016

Двинских Татьяна Ильинична, преподаватель физики
ГАПОУ СО «НТГМК», г. Нижний Тагил

Физика – одна из основ современной техники. Создание наглядных пособий и моделей, демонстрирующих любой раздел физики, позволяет показать, какое применение находят физические законы в практической жизни, в технике, в промышленности, в быту. Задача преподавателя физики – пробудить у обучающихся любознательность, пытливость, желание изучать физические явления, применять знания на практике: сделать своими руками интересную модель, демонстрационный прибор, учебное пособие.

Следует подчеркнуть особо, работа над изготовлением моделей, приборов открывает обширные возможности для решения целого ряда задач воспитательного характера. Изготавливая прибор, обучающийся думает – не может не думать над тем, нельзя ли изменить или упростить конструкцию прибора и одновременно усовершенствовать его так, чтобы при минимально затраченных материалах и конструктивных средствах добиться лучших результатов. Подчеркивая важность работы по изготовлению приборов и роль этого процесса в развитии познавательных интересов, следует иметь в виду, что для выпускника основной интерес заключается не в обладании готовой истиной, а в поисках истины, в творческом преодолении трудностей на пути к овладению истиной.

Работа по изготовлению действующих устройств очень важна для самоутверждения будущего специалиста. Занимаясь конструированием, они становятся прекрасными производственниками- им легче овладеть машиной, станком, техникой.

На первых уроках по физике демонстрируются действующие модели, изготовленные руками студентов, объясняется их значимость для уроков физики и внеклассных занятий. Объясняется, что объектами работы в первую очередь должны быть устройства, в которых нуждается кабинет физики. Не следует изготавливать никому не нужные устройства, затем нигде не используемые. Не следует браться за работу и в том случае, если в ее успешном завершении нет достаточной уверенности. Это случается, когда для изготовления устройства трудно или невозможно достать какие-либо материалы или детали, а также когда процессы по изготовлению прибора и обработке деталей превышают возможности студентов.

Работу по изготовлению моделей и приборов можно разделить на копирование прибора, имеющегося в наличии, модернизацию прибора, изготовление прибора по готовым описаниям, чертежам, схемам и конструирование новых приборов, моделей, устройств. Более ценно последнее, т.к. в этом случае обучающиеся сами создают макет будущей конструкции, являются авторами чего-то нового. Будущий прибор вначале рождается в голове, затем это переносится на бумагу в виде рисунка или чертежа, а потом после обсуждений и поправок начинается практическое воплощение проекта. К ним должны быть приложены описания, заканчивающиеся перечнем возможностей данного устройства, краткие рекомендации по его использованию, т.е. все нормативные документы как у промышленных приборов.

Готовое изделие снабжается небольшой табличкой, на которой указывают фамилии его изготовителей и год выпуска. Демонстрация готовой модели автором перед своими однокурсниками во время урока физики – это лучшая оценка его труда и возможность отметить его заслуги перед группой.Если такой возможности не будет, то общественный смотр изготовленных конструкций демонстрируется во время внеклассных мероприятий. Это является негласной рекламой вида деятельности по изготовлению самодельных приборов, действующих моделей, что способствует широкому вовлечению и других в эту работу. Кроме того, материально-техническая база кабинета физики требует постоянного совершенствования приборов уже существующих и конструирования новых.

За последние 6 лет студентами изготовлено более 30 самодельных приборов. Некоторые приборы, изготовленные ранее, были усовершенствованы другими обучающимися с использованием компьютерных технологий, созданы презентации моделей, видеоролики, показывающие работу конструкций. Примеры некоторых действующих моделей представлены в презентации:

При работе над созданием устройств можно выделить три основных этапа выполнения задания:

  • осознание и обоснование идеи;
  • техническая разработка задания и практическая работа над ним;
  • апробирование объекта в работе и оценка результата творческого решения.

Каждый этап имеет отчетливо выраженный результат:

  1. на первом этапе выявляется осмысленная и принятая идея;
  2. на втором – конструкторская технологическая разработка идеи, доведение ее до возможности практической реализации;
  3. на третьем – анализ, доработка и оценка решения.

Обучение творческому труду – это прежде всего воспитание нового отношения к своей профессии, вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии.Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение или создание новых приспособлений, инструментов.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!