Соревнования ИКаР: с чего все начиналось…

27.11.2019

Уже завтра — открытие нового соревновательного сезона «Инженерные кадры России». В связи с этим мы решили поговорить с тем, кто стоял у истоков движения — Владиславом Халамовым, идейным вдохновителем проекта, руководителем Учебно-методического центра РАОР.

Всероссийское движение «Инженерные Кадры России» (ИКаР) зародилось пять лет назад, спустя пару лет после того, как государство вдруг резко ощутило дефицит инженеров и конструкторов. Лихие девяностые привели к ужасающим результатам. В 2013-2014 гг мы имели дикий переизбыток юристов, экономистов и практически полное отсутствие квалифицированных работников технической сферы. Основной технический потенциал предприятий составляли специалисты, подготовленные и выпущенные еще системой советского образования.

И дело тут даже не в том, что профессия «инженер» одно время была не модной и не престижной. Скорее в том, что у нас закрылась система планового профильного обучения школьников – страна перестала готовить качественные инженерные кадры. В результате мы имели то, что имели. Мало того, что к 11 классу дети подходили, не умея работать руками и не зная, какие профессии существуют. За какие-то двадцать лет ребята просто разучились творчески мыслить и изобретать! Ведь инженерное мышление – это, прежде всего, творчество, а уж потом физико-математические расчеты и формулы.

Создавая движение «Инженерные кадры России», мы, в первую очередь, хотели вернуть престиж инженерно-технических специальностей. Рассказать, что быть инженером – не только модно, но жутко интересно и увлекательно. Так появилась система соревнований для школьников ИКаР, а спустя год – ее младший брат, ИКаРенок для дошкольников.

Почему столь юный возраст?

Потому что, априори, профессиональное самоопределение ребенка должно начинаться еще до его поступления в первый класс. Чем младше возраст, тем больше желания попробовать что-то новое, испытать свои силы в том, с чем раньше не сталкивался. Легче происходит приобретение новых знаний, в том числе навыков элементарного конструирования и моделирования. А это уже зачатки инженерного мышления. Грубо говоря, с малых лет малыш учится исследовать модель «кнопка-процесс-результат», а не жмет для получения результата необдуманно на все кнопки подряд.

Главным движущим механизмом ИКаР мы выбрали систему инженерно-технических соревнований. Если быть точным, соревнований инженерно-технических проектов, разработать и создать которые невозможно без посещения реальных предприятий, знакомства с производством. Таким образом, процесс обучения идет в игровой форме, ребенок сразу же видит результат, а чуть позже получает возможность поделится им с гостями и участниками фестиваля!

Сложность заданий зависит от номинации и возраста. Начинаем с моделирования производственной линии (ИкаРенок) и заканчиваем автоматизацией технологических процессов (ИКаР-СТАРТ, ИКаР-КЛАССИК, ИКаР-ПРОФИ). Практически идеальная формула подготовки будущих инженерно-технических кадров, объединившая сразу три ветви образования – дошкольное, общее и дополнительное.

Спустя пять лет…

Уникальная идея и неординарный формат проведения соревнований в первый же год привлекли внимание широкой общественности. С 2014 по 2019 год всероссийское движение «Инженерные кадры России» стало одним из крупнейших проектов в сфере воспитания инженерной культуры и выявления перспективных инженерно-технических кадров.

За пять лет в проекте приняло участие около 10 000 детей и педагогов из более чем 60 регионов России. 54 учебных заведения, в том числе детские садики, вузы, центры дополнительного образования получили статус ресурсных центров и право проводить муниципальные и региональные этапы.

Только в Самарской области за четыре года число участников региональных этапов выросло с 85 до 355. В Пермском крае при поддержке городского департамента образования открылось девять ресурсных центров ИКаРенка. А в Ямало-Ненецком автономном округе увеличилось количество территорий. Если в первый год в соревнованиях участвовало три муниципалитета, то в 2019-м – уже девять, а это примерно 80% всей территории.

География проекта обширна. Помимо центральных регионов, мы видим участников из Краснодарского края, Якутии, Калмыкии, Ямало-Ненецкого автономного округа, Калининградской области, Чувашии, Удмуртии, Коми, Еврейской автономной республики. Ежегодно к нам присоединяются новые территории, каждая из которых по-своему уникальна. И это уникальность, пусть немного по-детски, отражается в работах ребят.

Например, в этом году в соревнованиях впервые участвовали дошколята из Ингушетии с проектом «Родовая башня», посвященным сохранению уникальных архитектурных башенных комплексов республики. Юные инженеры из Сургута представили куклу «Акань», старинную игрушку, которую издревле шили ханты, живущие по берегам реки Оби. А ребята из Тобольска собрали проект косторезной фабрики, традиционного народного сибирского промысла.

Вообще с каждым годом мы отмечаем изменения в уровне подготовке участников. Появляются более объемные и трудоемкие проекты, разрабатываются более серьезные технические решения, достойные применения на предприятиях. Но даже несмотря на то, что число детей, увлеченных робототехникой и техническим творчеством, с каждым годом растет, недостаточная обеспеченность квалифицированными техническими специалистами и низкий статус инженерного образования остается.

Движение ИКаР – это ведь не просто приобщение детей к конструированию. Это возможность рассказать историю родного края, заинтересовать ребенка инженерными специальностями. Только поэтому в ИКаРенке мы не привязываем подрастающее поколение к конкретному конструктору. Даем возможность создать свои собственные изобретения или усовершенствовать уже существующие!

Это отнюдь не означает, что ребенок может делать все, что захочет. Все задания разрабатываются специалистами Российской ассоциацией образовательной робототехники (РАОР) в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Любые изменения в конкурсных испытаниях учитывают государственный стандарт и возрастные особенности детей.

Что будет дальше?

Сказать сложно. Возможно, мы направим усилия на работу с педагогами. Создадим мобильную выездную группу на каждой территории, где есть наш ресурсный центр. Своеобразные бригады методической помощи педагогам, которые будут обучать основам робототехники, подготовке инженерно-технических проектов, оформлению и составлению «Инженерной книги». Возможно, добавим новые конкурсные испытания. Время покажет…

Ясно одно. Сегодня через сетку соревнований мы формируем целую систему многоуровневой непрерывной подготовки инженерных кадров. Это необходимо как предприятиям, так и самим детям. Предприятию участие в таких проектах помогает найти будущих специалистов, сформировать инженерно-техническую элиту своего производства.

А для детей – это своего рода проверка. Проверка характера, инженерно-технических способностей, их конкурентоспособности на рынке, коммерческой жилки, наконец, Ведь никто не считал, сколько классных проектов и технических разработок хранится в столах наших сегодняшних инженеров, ветеранов советского производства. ИКаР – это шанс подрастающего поколения получить необходимые навыки, которые им помогут в будущем реализовать все свои творческие идеи и задумки. Ведь инженер, как я уже говорила, – это, в первую очередь, творчество!

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!