16.06.2017
В Республике Казахстан состоялись Республиканские соревнования по авиа-, ракето-, авто- и судомоделированию. На них побывал руководитель учебно-методического центра РАОР Владислав Халамов. Он рассказал порталу ФГОС-ИГРА.РФ о том, как развивается техническое творчество в Казахстане, как были организованы соревнования и какой опыт может быть полезен для России.
"Я был на многих всероссийских соревнованиях по техническим видам спорта, олимпиадах роботов в Арабских Эмиратах, Японии, Корее и других странах. Не думал, что Республиканские соревнования по авиа-, ракето-, авто- и судомоделированию в Казахстане, куда я был приглашен, смогут меня удивить. Но скажу честно, такое внимание к техническому творчеству со стороны власти, заинтересованность и невероятно продуманная организация мероприятия меня потрясли.
Соревнования длились три дня. На них приехали лучшие спортсмены страны – победители различных этапов. Все команды разместили в комфортных номерах, полноценное питание было организовано по часам, а до места состязаний участников доставляли специальные большие автобусы.
Проходили соревнования параллельно, но для каждой категории были созданы специальные площадки. Судомодельное первенство проводилось на открытой воде. Свои корабли участники запускали в красивом пруду.
Для авиа и ракетомоделистов в поле стояли палатки. Там участники и судьи могли укрыться от солнца, ветра или дождя. Для тех, кто увлекается автомоделизмом, была предоставлена отличная трасса. К сожалению, российские клубы часто вынуждены за свой счет латать покрытия, чтобы дети могли запустить свои машины и показать результаты на первенствах.
У меня была хорошая возможность пообщаться с тренерами, детьми. Многие ребята занимаются в клубах по 5-7 лет. К своим моделям они относятся с большим трепетом.
Соревнования, которые проводят российские федерации технических видов спорта, зачастую превращаются в некий междусобойчик. О них мало пишут в прессе, зрителями становятся только родители спортсменов и друзья. В Казахстане я увидел другой уровень соревнований – там посмотреть на первенство приехали все руководители образовательных структур. Это говорит о понимании важности развития технического творчества и заинтересованности в его продвижении. Это я для себя много раз отмечал и на расширенном Координационном совете по развитию технического творчества, который проходил в эти дни в Костанае.
Отдельно хочу отметить судейскую работу. Оказалось, что в Казахстане, как и везде, столкнулись с проблемой подсуживания своим. Но решили ее просто – в каждой категории выступления команд оценивали представители вузов. Например, в автомодельной категории были преподаватели и студенты автотракторного факультета. За авиамодельными соревнованиями следили специалисты кафедры летательных аппаратов.Мне этот опыт показался интересным, ведь таким образом выстраивается связь школы с вузом.
Завершились трехдневные соревнования грандиозной церемонией закрытия. По уровню организации, настроению, которое было создано, я бы сравнил это с уровнем закрытия спортивной олимпиады, только здесь была олимпиада технических видов спорта. Церемония велась на двух языках – казахском и русском.
Ведущие – настоящие профессионалы, говорили все четко, грамотно, безо всяких запинок. Качество звука было изумительным. Использовались спецэффекты с освещением, запуском конфетти, звучала зажигательная музыка - все это создавало атмосферу праздника технического творчества. Кстати, никаких задержек в церемонии не было, все началось точно по программе.
Я скептически отношусь к художественным номерам на технических форумах. Но здесь они были очень в тему. Организаторам удалось подружить и сплотить лириков и технарей.
Яркая, регламентированная подача церемонии награждения со множеством спецэффектов позволила руководителям высшего звена, педагогам, тренерам команд, а самое главное – детям почувствовать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к тому, что они делают в области дополнительного образования.
Мне было предоставлено право награждать в некоторых категориях.
Все мы знаем проблему с которой сталкиваются организаторы – есть множество протоколов, дипломов, которые нужно правильно и быстро подписать, а еще кубки и тысячи детей, которые устали и ждут своего выхода на сцену. В Костанае все было по-другому. Там сумели решить эти вопросы, поэтому награждение проходило без заминок. Имена и фамилии победителей высвечивались также на большом экране.
Я заметил, что среди победителей были ребята с традиционными казахскими именами и фамилиями и были с привычными русскими именами. Но здесь это никак не подчеркивалось, уважение было ко всем. Вот она настоящая интернациональность!
Ребятам вручались призы – наборы инструментов в красивых ящиках. К соревнованиям были привлечены бизнесмены Казахстана, они вручали свои подарки тем командам, которые хотели отметить.
На сцену вызывали и тренеров команд. Каждому был вручен подарок. Для педагогов очень важно такое признание, тем более, когда в зале сидят представители министерства образования и районных управлений образования.
Хочу поблагодарить министерство образования Казахстана за приглашение и возможность обменяться опытом. Отдельную благодарность выражаю Раисе Петровне Шер, директору Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования МОН РК, за гостеприимство и организацию грандиозного праздника технического творчества!
В следующей статье я расскажу о том, какие вопросы обсуждались на расширенном Координационном совете по развитию технического творчества в Казахстане."
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!