02.04.2019
Зародившись пять лет назад в рамках фестиваля «РОБОФЕСТ», движение «Инженерные Кадры России» быстро обрело популярность. На тот момент это был единственный проект, не имеющий аналогов за рубежом, создателем которого выступила Российская Ассоциация Образовательной Робототехники (РАОР).
В первый же год программа привлекла внимание общественности уникальной идеей и неординарным форматом проведения соревнований. Зрители и судьи, привыкшие к простому подсчету очков, голов, секунд, были удивлены масштабностью того, с чем столкнулись. Еще бы – каждый детский проект не похож на предыдущий. Роботы не имеют стандартных форм и размеров, а соревнования больше напоминают демонстрацию инженерно-технических разработок, чем конкурс в классическом его понимании.
Время шло, проект развивался, постепенно обрастая новым содержанием и партнерами. Если в 2014 году в соревнованиях приняло участие около 3 000 детей, то в 2015-м – в два раза больше. Секрет успеха – в уникальной концепции по подготовке будущих инженерно-технических кадров, объединившей сразу три ветви образования – дошкольное, общее и дополнительное. Подготовке, что идет не в учебных заведениях и на предприятиях (как все привыкли), а через тренировку и участие детей в соревнованиях.
От соревнований к сети ресурсных центров
Новая концепция инженерного образования потребовала нестандартных действий. Согласитесь, в рамках отдельно взятой организации решить проблему нехватки инженеров, технологов и конструкторов практически невозможно. Если, конечно, не использовать технологию сетевого взаимодействия, чтобы подключить к проекту учреждения даже из отдаленных уголков нашей страны.
Сетевое взаимодействие позволяет учебным заведениям не просто функционировать, а развиваться сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, это обучение и подготовка педагогов к соревнованиям. Дистанционные семинары, вебинары, интерактивные фестивали и заочные курсы повышения квалификации проводятся специалистами ИКаР регулярно.
С другой стороны, методическая поддержка и сопровождение региональных ресурсных центров. Например, поставки базовых робототехнических конструкторов-лабораторий, обеспечение учебно-методическими материалами, проведение учебно-тренировочных сборов, консультации и обучение на местах организации работы кружков и подготовке соревнований. Для каждого региона разработан свой комплекс мероприятий.
Концепция имела успех. Только за 2015 год к проекту подключилось 20 образовательных учреждений, в 2016-м – еще 16. На сегодняшний день 54 учебных заведения по всей России являются ресурсными центрами «ИКаР». И это не только школы и учреждения допобразования, а садики, ВУЗы и даже центры переквалификации педагогов.
Спустя пять лет…
Благодаря ресурсным центрам и сетевому взаимодействию, научно-техническое творчество многих регионов сегодня вышло на новый уровень. Система довузовского технологического образования детей и подростков стала более эффективной, а популярность инженерных профессий значительно выросла. И это не просто слова…
Только в Самарской области за четыре года число участников региональных этапов соревнований выросло с 85 до 355. А в Нижнем Тагиле воспитанники сети детских садов «Радость» ежегодно становятся победителями линейки Всероссийских соревнований «ИКаРенок».
В Сыктывкаре регулярно проводятся образовательные конференции и семинары при поддержке ресурсного центра образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества в РК при ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова». Только за первый год было прошло восемь обучающих вебинаров и тренингов. Тематика разнообразна – от подготовки к «ИКаР» до использования трехмерных технологий и интернета вещей в образовании, прототипирования электронных устройств на Arduino и перспектив применения конструкторов ScratchDuino в проектной деятельности.
В Кировской области центром информационных технологий в обучении «Познание» разработана авторская методика подготовки инженерных проектов для родителей, успешно транслирующаяся по всей России. В этом году один из проектов даже стал победителем президентских грантов. Каждый год в региональных отборах «ИКаР» и «ИКаРенок» здесь принимает участие около 120 детей. А чтобы все ребята участвовали в соревнованиях, в рамках региональных отборов проводится городской конкурс «Open Robot».
«Лицей инновационных технологий №36», ресурсный центр движения в Татарстане, ежегодно собирает на соревнования юных инженеров со всей республики. Здесь считают, что основную работу по наставничеству необходимо вести с преподавательским составом. Только так возможно в кратчайшие сроки решить проблему подготовки инженерно-технических кадров.
Наиболее показательна работа детского сада «Звездочка», ресурсного центра в Ямало-Ненецком автономном округе. Поэтапное продвижение технического творчества в дошкольных учреждениях привело в движение новых участников. Если в 2015 году в соревнованиях приняло участие 4 команды из 3 территорий, то в 2019-м – 11 команд из 9 территорий, что составило 80% всех муниципальных образований округа.
В некоторых регионах России проект поддерживается на уровне государства. Например, в Пермском крае использование робототехнических конструкторов в детских садах сначала стало требованием городского департамента образования, а затем процесс пошел на краевые учреждения. В прошлом году, например, министерство провело бесплатные курсы для воспитателей и несколько вебинаров, запустили проект «Детский техномир» с закупкой 3D-принтеров и другого оборудования в 15 садов, открыли 9 ресурсных центров ИКаРенка по всему краю.
Сегодня статус региональной площадки Всероссийских робототехнических соревнований «ИКаР» и «ИКаРенок» – это возможность:
Таким образом, включение региона в проект «поднимает» техническое творчество на новый уровень.
А что с кадрами?
Помимо образовательного и методического компонента проект выраженную социально-экономическую направленность. Ведь подготовка потенциальных инженеров, конструкторов и изобретателей невозможна без сотрудничества с промышленными предприятиями.
«ИКаР» – единственные соревнования, для участия в которых ребята знакомятся с реальным производством. Посещают градообразующие заводы, решают производственные задачи, проектируют технологические линии и получают квалифицированные консультации технических специалистов самих предприятий. Тем самым обретая мотивацию на профессиональную реализацию в своем регионе. И это не пустые слова
Например, чтобы подготовить проект на соревнования школьниками из МБОУ «СОШ №4» (г. Сатка) пришлось обратиться за помощью к ЗАО «Саткинский хлебокомбинат». В течение года ребята знакомились с местным предприятием пищевой промышленности, технологическим циклом, его особенностями, производственным оборудованием, выявляли и формулировали существующие «узкие места» производства и моделировали производственный процесс.
А школьники МОУ «Рощинская СОШ» Челябинской области участвовали в соревнованиях с проектом, разработанным по техническому заданию ООО «Равис – Сосновская птицефабрика». В результате получилась модель контролера для сортировки продукции по весу. Устройство может использоваться при фасовке товара на одном из производственных участков предприятия.
По словам участников движения, ИКаР – это больше, чем просто соревнования. Это пропуск в мир удивительных проектов и роботов, отличная «школа робототехники» и инновационный багаж знаний, помогающий вырастить если не будущих инженеров, то грамотных технических специалистов, способных работать руками и, одновременно, принимать управленческие решения.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!