Внедрение робототехники в систему образования становится необходимым условием успешного будущего

26.09.2016

Образование сегодня – это не только система знаний для передачи новому поколению, но и главное средство создания успешного будущего для всего человечества. Именно важность данной роли требует от образования обязательного соответствия целям перспективного будущего, т.е. оно должно обеспечивать изучение не только опыта и достижений предыдущих поколений, но и технологий, которые будут востребованы в будущем.

Без сомнений, в будущем нас ожидает высокотехнологичный мир с огромным количеством различных гаджетов и роботизированных помощников, поэтому так важно формировать у подрастающего поколения интерес к таким предметам как математика, физика, информатика, а также ориентировать детей с самого юного возраста на выбор профессии инженерной направленности.

Робототехника уже давно доказала свою эффективность и как инструмент вовлечения детей в научно-техническое творчество и как образовательная технология посредством которой закладываются основы системного мышления, приобретаются и закрепляются знания естественно-научного цикла.

В нашей стране, к сожалению, образовательная робототехника пока не стала неотъемлемой частью учебного процесса, она до сих пор воспринимается как некая «диковинка». Среди факторов, сформировавших подобную ситуацию, можно выделить следующие (см. фото).

В данной статье мы доступно осветим возможности и особенности робототехники на разных уровнях образования.

Знакомство с увлекательным миром технического творчества в дошкольных образовательных организациях начинается с использования простых конструкторов, состоящих из кубиков и геометрических фигур. Младшие группы, обычно, берут «на вооружение» базовые наборы lego duplosystem, с помощью которых развивается конструктивное мышление, мелкая моторика и т.д., при этом конструктор побуждает работать оба полушария мозга, т.к. в равной степени задействованы и голова, и руки. Далее идут занятия алгоритмикой, которая развивает у детей умение планировать свою деятельность: выделять этапы, определять сроки, а также разбивать большую задачу на ряд более мелких. Алгоритмика является промежуточной ступенью между элементарным конструированием и робототехническими наборами. В старших группах начинают применяться уже первые программируемые конструкторы, такие как LEGO eduction WeDoHUNARobo KIDS. Дошкольная ступень обучения очень важна, именно на ней происходит серьёзный шаг – переход от простого конструирования к элементарному программированию, и от того насколько успешно произойдёт этот переход зависит дальнейшая эффективность обучения ребёнка.

Поступив в начальную школу, ребёнок сталкивается с новым укладом, приспособиться к которому ему помогают знакомые элементы – образовательные конструкторы, которые применялись в подготовительной группе детского сада. В начальных классах целесообразно продолжить работу с LEGO eduction WeDo и подобными конструкторами, постепенно усложняя задания, собираемые модели, тем самым переводя детей на новый уровень программирования и начального технического моделирования. Здесь же, в начальной школе, дети начинают знакомиться со множеством сфер человеческой деятельности, предметными областями науки и практической реализацией полученных ими ранее знаний. Применение на данном этапе образовательной робототехники позволяет учащимся укрупнённо «увидеть» как создаются и функционируют части нашего мира: от модели строения живого организма до любого устройства.

В основной и старшей школе образовательная робототехника применяется для целенаправленного изучения конкретных тем предметных областей. Например, для уроков физики робототехника незаменима при изучении разделов, посвящённых рассмотрению физических основ природы; механических, тепловых, электрических, магнитных явлений; электромагнитных колебаний и волн. Изучение предмета «Информатика» целиком и полностью необходимо базировать на использовании образовательной робототехники, поскольку она способствует наиболее интенсивному и эффективному формированию всех компетенций учащихся, предусмотренных ФГОС для данного предмета. Можно сказать и так: информатика – фундамент робототехники!

Другие предметы естественно-научного цикла также прекрасно интегрируются с возможностями робототехники, однако, особое значение образовательная робототехника имеет для предмета «Технология». Благодаря внедрению робототехники в программу обучения, предмет «Технология» обретает современную практическую значимость и ещё более тесные межпредметные связи с другими дисциплинами в рамках школьной программы.

Большим подспорьем для популяризации применения робототехники в образовании является бурное развитие соревновательной деятельности по данному направлению. Буквально каждый год появляются новые интереснейшие категории, участие в которых захватывает и детей, и педагогов и даже родителей! Но с этими явлениями мы вас познакомим в следующих обзорах.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!