26.06.2019
Сегодня педагоги и другие специалисты, занимающиеся с детьми с ОВЗ, всё чаще обращаются к конструированию и робототехнике. И это не просто дань моде. При профессиональном подходе такие занятия чрезвычайно эффективны в медицинской и психолого-педагогической реабилитации (абилитации) «особенных» детей.
В этой статье мы поговорим о детях дошкольниках. Возраст 3-7 лет – один из важнейших периодов для физического и интеллектуального развития ребенка. Дети интенсивно развиваются и совершенствуются. Растет скелет, укрепляются мышцы. Колоссальные изменения происходят в нервной системе. К 6-7 годам структура мозга почти полностью сформирована и мало чем отличается от взрослого человека. Это период когда формируется характер и интеллект ребенка, активно развивается речь.
Дошколята живо интересуются окружающим миром, они хотят знать буквально обо всем. Те азы (знания, воспитания, навыки), которые взрослые закладывают в этом возрасте, служат ребенку фундаментом в школе и в дальнейшей жизни. А для детей с ОВЗ это еще и один из наиболее благоприятных периодов для лечения заболевания и коррекционно-развивающей работы, ведь детский организм имеет значительные резервы и компенсаторные возможности.
Так чем же может помочь конструирование и робототехника «особенным» детям?
Физиологическое развитие
При работе с любым конструктором (LEGO, UARO и др.) одновременно задействованы несколько анализаторов, благодаря которым ребенок воспринимает окружающий мир (слуховые, зрительные, осязательные). Работа с мелкими деталями, сам тактильный контакт с предметами разной формы стимулирует зоны коры головного мозга, ответственные за развитие речи, тренирует точность движений, способствует формированию нейронных связей между зрительным и двигательным анализаторами. Детали конструктора помогают детям совершенствовать восприятие цвета, формы и размеров объекта, пространства. Это важно для всех без исключения детей, особенно с нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Развитие речи
Образовательный конструктор – это эффективное наглядное пособие, которое педагоги могут использовать в логопедической работе, начиная от развития слухового внимания и фонематического слуха и заканчивая связной речью. Ведь при помощи речи ребенок может выражать только то, что он в состоянии заметить и понять на неречевом уровне. Так, с помощью разноцветных блоков лего ребенку легче будет запомнить и дифференцировать звуки (гласные от согласных; парные согласные). А также легче понять «кирпичики» речи – букву, слог, слово, предложение. Занятия с конструктором помогают расширять активный словарь ребенка. К примеру, можно изучать слова, указывающие на положение предметов в пространстве и на их расположение по отношению друг к другу (вверху, внизу, слева, справа, посредине и т. д.).
Конструирование по инструкции логопеда воспитывает у ребенка способность внимательного вслушивания, дослушивания инструкций до конца и точного их понимания. В процессе игры дети учатся вести диалог, рассказывать о своем строении.
Социально-коммуникативное развитие
Почти все дети с ОВЗ испытывают какие-либо сложности в общении. Посредством конструирования и робототехники можно развить навыки вербальной и невербальной коммуникации, взаимодействия с другими людьми и самоконтроля. Педагог может создать учебную ситуацию, когда совершенствуются именно те качества ребенка, с которыми есть трудности. Например, неусидчивый ребенок пробует себя в качестве строителя, а ребенок-аутист выступает в роли инженера, который должен общаться с многими специалистами. Кроме того, при работе над коллективным проектом учитель распределяет функции так, чтобы особый ребенок был необходимым членом общей группы, почувствовал уверенность в себе.
Учимся учиться
На занятиях по конструированию и робототехнике можно совместить непроизвольное и произвольное обучение. В игровой форме дети этого возраста лучше усваивают новую информацию, новые умения, а потом самостоятельно переносят их в другой контекст. Создавая устройства, можно проходить любую тему: животные, профессии, транспорт и т. п. Можно также давать начальные знания по математике, физике и другим школьным предметам.
Занятия развивают восприятие, внимание, память, понятийное мышление, зрительно-моторную координацию. Дети учатся целенаправленно обследовать предметы, соблюдать последовательность операций. Занятия учат ребенка самостоятельности и ответственности, доводить дело до конца, преодолевать трудности.
Создавая конструкции/устройства, ребенок видит результат своего труда, радуется своим достижениям, что мотивирует его к дальнейшему развитию. Всё это непременно потом поможет легче войти в школьный учебный процесс.
Задаем направление
Существует множество примеров, когда люди с ограниченными способностями достигали вершин в разных областях человеческой деятельности (искусстве, науке и технике, спорте). Дети с ОВЗ должны жить нормальной жизнью, заниматься тем, что им нравится и к чему есть способности. К примеру, многие дети с РАС сильны в программировании, а ребенок с нарушением зрения может собирать крутых роботов.
Робототехника – это не будущее, это настоящее. И показать «особому» ребенку тропинку к робототехнике, конструированию можно уже в дошкольном возрасте. Для некоторых воспитанников это может стать первой ступенькой в выборе профессии (инженера, программиста, механика и др.).
Для детей с ОВЗ научно-производственное объединение «Дополнительное образование» разработало уникальную программу дошкольного образования научно-технической направленности «ИнженерикУМ». Это готовое решение по открытию кружка робототехники. Авторы сделали всё для того, чтобы сделать учебный процесс максимально эффективным, интересным и полезным! В состав набора входит развивающая программа для детей с ОВЗ, методические рекомендации, конспекты занятий, карты сборки, наглядный демонстрационный материал и др.
Более подробную информацию можно узнать на сайте: www.obrsnab.ru. Вежливые администраторы с удовольствием ответят на все интересующие вопросы по телефону: 8 (800)-201-03-73 или e-mail: dop2140078@gmail.com.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!